СТРАТЕГИЯ НА УСТОЙЧИВОЕ РАЗВИТИЕ ТЕРРИТОРИЙ

При всём благородном порыве, комплекс устойчивого развития территорий (КУРТ) имеет ряд экономических несостыковок. Любая экономическая система, в том числе и территории прочно взаимосвязаны с потребительским рынком. Устойчивое развитие территорий возможно только в том случае, если сама по себе территория является товаров или сервисом востребованным на потребительском рынке. Территория является востребованным товаром или сервисом на рынке только в том случае, если она соответствует потребителям. Невозможно сформировать комплекс устойчивого развития территории не опираясь на потребительский рынок.

Наверное, странно требовать от инвесторов ради абстрактного, но при этом благородного КУРТа вложить в территорию денег больше, чем у них есть. Или предложить потребителю территорию в пользование, которая с одной стороны отвечает максимуму потребительских запросов, но с другой являющуюся финансово неподъёмной. Каким бы хорошим или даже великолепным ни были те или иные товары и сервисы, включая территории, их успешное присутствие на рынке возможно только в том случае, если они соответствуют потребительскому рынку – соответствуют потребностям и возможностям человека. Построить на земельном участке домовладение стоимостью несколько сот миллионов рублей возможно, но вот продать его человеку получающего МРОТ, увы, не возможно. Даже если такому человеку его подарить, то он при своём уровне доходов, просто не сможет его содержать.

Ту же самую картину можно наблюдать в связи с идеями комплексного и устойчивого развития территорий. Невозможно создать из территории товар, либо сервис обладающий комплексом свойств и характеристик закрывающими все потребности людей. Это полная ерунда. Чтобы понять всю нереальность комплексного и устойчивого развития территорий необходимо обратиться к системе потребительского рынка и фактору цены.

Человек всегда стремился и будет стремиться к тому, чтобы обустроить свою жизнь на той или территории наилучшим образом. Но это совсем не значит, что ему необходимо взять и дать это всё, не обращая внимания на то, сколько это будет стоить, какими свойствами и характеристиками это всё будет обладать. Потребительский рынок уже давно ввёл фактор оценки (цены) свойств и характеристик территорий. Такой-то набор свойств и характеристик территории обладает такой ценой, а уже другой набор свойств и характеристик будет обладать, соответственно, другой ценой. Эта система обладает важной рыночной характеристикой, позволяющей разным территориям соответствовать возможностям потребителей.

Безусловно, она имеет определённые социальные изъяны и может приводить к своеобразному социальному и экономическому расслоению в обществе. Но вместе с тем, она и обладает положительной социальной динамикой. Стремление человека обустроить свою жизнь на территории наилучшим образом сподвигает его вести активную экономическую деятельность – приобретать лучшие свойства и характеристики территорий.

Наоборот, если принуждать девелоперов развивать территории комплексно, то территории никогда не будут ни существовать, ни развиваться устойчиво. Наоборот, социально- экономическая деятельность жителей современного загорода и пригорода на несколько порядков выше, чем у жителей городов, существующих в условиях комплексного развития территорий.

К комплексному развитию территорий можно и нужно стремиться, но это должно быть стратегией действий, а не обязательным набором свойств и характеристик территорий. Она должна вестись с постоянной оглядкой на тех, кто пользуется этой территорий и чётко соотносится с их возможностями и потребностями. Абсолютна любая территория развивается с опорой на людей. Люди являются движущей силой развития территории.

Главной, основной задачей девелоперов не может являться комплексное развитие территории. Это противоречит принципам потребительского рынка. Главной, основной задачей девелопера является привлечение на развиваемую территорию людей. Как, за счёт чего он будет решать эту задачу – не является столь принципиальным, хоть технологии и методики решения подобных задач в мире присутствуют. Но при всём при этом, девелопер не может опираться на высокие идеи и стандарты КУРТов. Он в своей деятельности опирается от размера собственных инвестиционных вложений и специфики потребительского рынка. Какой продукт может создать девелопер, какой он считает необходимым создать, такой продукт он и должен создавать.

Таким образом, устойчивое развитие территорий возможно только в том случае, если территория является привлекательной для социально-экономической деятельности людей в течении длительного времени. Безусловно, девелоперы могут этому способствовать, но строго в рамках своих возможностей и возможностей потребительского рынка.