Любой вид бизнеса – это, прежде всего технология по извлечению максимальной прибыли. Девелопмент – не исключение. Поэтому, к вопросу участия в девелоперском бизнесе всегда стоит подходить с точки зрения возможностей и рисков этой технологии.
Девелоперский бизнес строит свою технологию по извлечению максимальной прибыли за счёт развития земельного участка (недвижимости). Самым распространенным и масштабным вариантом развития земельного участка является малоэтажное строительство в частности и жилое домостроение в целом. Эти варианты дают ему максимальное количество клиентов и, именно, эти варианты позволяют масштабировать девелопмент, как вид бизнеса.
Принято считать, если бизнес связан с домостроением, особенно, с малоэтажным, то его ключевым вопросом является: как и из чего строить? Это совсем не так. Ключевым вопросом девелопмента, как технологии по извлечению максимальной прибыли является: что строить? В этом отношении девелоперский бизнес кардинально отличается от сугубо домостроительного бизнеса.
Парадигма строительного бизнеса основана на вопросе, как, из чего строить, а парадигма девелоперского бизнеса на вопросе, что строить. На первый взгляд, что домостроительный бизнес, что девелоперский бизнес занимаются одним и тем же: строительство коттеджных посёлков, малоэтажных жилых комплексов, жилья в целом. При этом между ними присутствует принципиальная разница. Домостроительный бизнес ищет пути минимизации собственных затрат, — девелоперский бизнес ищет методы увеличения прибыли от развития девелоперского проекта (земельного участка, имущественного комплекса). Поэтому, с инвестиционной точки зрения, девелоперский бизнес, как технология по извлечению максимальной выгоды, выглядит более привлекательным направлением, чем строительный бизнес. Пока домостроительный бизнес увязает в поисках финансовых вливаний, в тоже самое время, девелоперский бизнес решает задачи эффективного управления капиталами.
На основе этой разницы позиций, присутствует и разница в формировании предложений. Строительный бизнес, как правило, сразу выходит на конечного потребителя и озвучивает ему, либо стоимость своих услуг по постройке жилого комплекса, коттеджного посёлка, либо сразу озвучивает конечную стоимость того или другого.
Структура предложения в девелоперском бизнесе отличается от строительного бизнеса. Оно начинается не с выхода на конечного потребителя, — оно начинается с формирования инвестиционного пакета с указанием размера самих инвестиций и размера их доходности. Т.е. конечный потребитель малоэтажного жилого комплекса или коттеджного поселка является элементом в структуре девелоперского предложения, но не его конечной точкой. Конечной точкой (целепологанием) девелоперского предложения является максимальная прибыль для землевладельца (владельца недвижимости) и инвестора. Поэтому, технология девелоперского бизнеса является в мире более успешной, чем технология домостроительного бизнеса. Как показывает мировая строительная бизнес-практика, строительный бизнес существует и развивается только в том случае, если он эволюционирует в девелоперский бизнес. Мировые лидеры по капитализации в области малоэтажного и коттеджного домостроения не строительные компании, а девелоперские.
Таким образом, инвестиционно-партнёрские отношения с девелоперской компанией следует начинать с вопроса, что строим? Ответ, именно, на этот вопрос позволяет инвестору максимально чётко и понятно составить представление о возможных доходах и рисках девелоперского проекта. Составить представление не о необходимых инвестиционных вложениях, а, именно, представление о доходности девелоперского проекта. Инвестиционное сотрудничество с девелоперской компанией надёжней и выгодней, чем с простой домостроительной компанией.