В российском малоэтажном и индивидуальном жилищном строительстве до сих пор доминирует практика индивидуального подхода. Каждый новый проект дома уникален и разрабатывается с учетом конкретных пожеланий заказчика. Аналогичный подход применим и к участку, на котором возводится дом, что позволяет полностью адаптировать объект под индивидуальные потребности клиента.
Такой подход исторически возник как способ экономии средств заказчика. Часто проекты реализуются в виде объектов незавершенного строительства, которые обходятся дешевле готовых. Однако, это ведет к размыванию общей себестоимости проекта, делая её неопределенной и подверженной значительным колебаниям. В результате полная стоимость индивидуального дома становится переменной величиной.
Эффективность такого экономического подхода вызывает серьезные сомнения. Несмотря на стремление сэкономить, заказчики сталкиваются с перерасходом средств. Строители и архитекторы, заинтересованные в продаже хотя бы части объекта, также не выигрывают: их бизнес остаётся нестабильным и ограниченным в развитии. Главной причиной этого является отсутствие инвестиций в сектор малоэтажного и индивидуального строительства, что привело к формированию малоэффективной бизнес-модели. Вложение инвестиций является ключевым фактором для развития любой бизнес-модели, и этот сектор не исключение.
Ситуация постепенно меняется: в строительство малоэтажных и индивидуальных домов начали поступать инвестиции, что отражает рост спроса на загородную жизнь. Однако, долгое отсутствие инвестиций привело к хаотичному и бессистемному рынку, где проекты часто сопровождаются обманом со стороны подрядчиков. Несмотря на положительные изменения, рынок столкнулся с новой проблемой — необходимость создания востребованного девелоперского продукта.
Многолетнее использование индивидуального подхода к малоэтажному строительству не способствовало формированию продуктового подхода у строителей и архитекторов. В результате, когда на рынок пришли инвестиции, специалисты оказались не готовы к созданию рыночных продуктов. Инвесторы ориентируются на показатели успешности продукта на рынке, а не на опыт работы или дипломы. Но в условиях, когда строительство велось исключительно под индивидуальные заказы, рынок рыночных продуктов не сформировался.
Сегодня российский рынок загородной недвижимости испытывает острую нехватку специалистов, способных создавать рыночные девелоперские продукты. Важно понимать, что навыки проектирования и строительства домов отличаются от умений создавать успешные рыночные продукты. Более того, механическое заимствование иностранных моделей не приносит ожидаемого успеха на российском рынке. Игнорирование специфики отечественного рынка делает такие продукты неэффективными.
Использование опыта иностранных рынков необходимо, но заимствовать стоит не сами продукты, а методы и подходы к их созданию. Это позволит адаптировать успешные модели к российским реалиям и создать конкурентоспособные девелоперские продукты, которые смогут удовлетворить растущий спрос на загородную жизнь.