РЕАКЦИЯ НА КРИЗИС

Искать причины современной кризисной ситуации, наверное, бессмысленно. Даже если мы найдём какие-либо причины, то они никак нам не помогут справиться с последствиями. Причины – это всегда прошлое и к ним нельзя вернуться, для того, чтобы каким-либо образом устранить их. В любой кризисной ситуации всегда стоит обращать внимание не на причины, а на последствия – на то, как реагируют люди, бизнес на проявление кризисной ситуации. Последствия кризисной ситуации – это наше настоящее и залог нашего будущего. Как правило, именно, в реакции людей и бизнеса на последствия кризисной ситуации реализуются основные векторы по выходу из неё.

Современную кризисную ситуацию можно охарактеризовать, как «кризис места». Об этом говорят практически все события и меры, предпринимаемые властями, по недопущению распространения коронавируса. В сложившейся ситуации, люди стали заложниками своего мест жительства, заложниками мест приложения своей трудовой активности, мест расположения своего бизнеса. Большинство людей оказалось заперты в своих квартирах на неопределённый срок. Если в Москве и Московской области режим самоизоляции начал ослабевать, то в той же Иркутской области его опять продлили на одну неделю. Это значит, что ещё больше людей потеряет свою работу из-за невозможности её исполнять в полной мере, ещё больше бизнесов, которые связаны с обслуживанием людей, прекратят свою деятельность.

Какой бы ни была причина для этой ситуации, пристальный интерес вызывает не она, а то, как люди и бизнесы среагировали на такие обстоятельства. Люди не перестали коммуницировать друг с другом, наоборот интенсивность и активность коммуникаций только выросла. Да, она изменила свой формат, — она перешла из офлайна в онлайн, — но она не исчезла, а, наоборот, стала более интенсивной. Количество проводимых бесед на профессиональные темы и не только выросло в несколько раз. Можно сказать, что люди стали активнее общаться друг с другом.

Многие виды бизнеса резко изменили вектор своей деятельности. Если раньше они занимались привлечением людей к себе, на свою территорию, то теперь многие из них пошли со своими товарами и услугами к людям. Человек, как потребитель товаров и услуг поднял в глазах бизнеса свою актуальность и важность.

Но больше всего, на наш взгляд, заслуживает внимание переоценка людьми своего места жительства. Современная кризисная ситуация просто всколыхнула рынок загородной недвижимости. Такой активности на нём эксперты не наблюдали более 10 лет. В одночасье очень большому количеству людей, вдруг, стало важным и принципиальным то, где они живут, а не то, где, и кем они работают. Этим и хороша любая кризисная ситуация, что она вскрывает естество человека. В кризисной ситуации человек начинает мыслить так, как он себе по разным обстоятельствам не мог себе позволить.

Нынешний кризис, основываясь на реакции людей и различных бизнесов на него, явился подтверждением верности и справедливости вектора, который был выбран загородный девелопментом по всему миру – на создание комфортных и безопасных мест жительства. Массовый отток жителей мегаполисов загород можно было отметить не только в Москве, но и в Нью-Йорке. Как и Москву, так и Нью-Йорк активно покидали те, у кого была финансовая возможность для этого, или было загородное место, куда можно было бы уехать. Люди активно уезжали в поисках большего комфорта и большей безопасности.

Глядя на реакцию людей, можно смело утверждать, что загородный девелопмент имеет все шансы значительно увеличить свою активность на рынке жилой недвижимости. Главное, иметь в виду то, что дала людям пандемия коронавируса: активную коммуникацию, важность и значимость потребителя, а не товара или услуги, важность комфортной и безопасной жизни.