Если сравнить, сложившуюся из-за пандемии COVID-19 ситуацию, в направлениях b2c и b2b, то можно увидеть, что сфера b2b понесла несоизмеримо больше потерь, чем сфера b2c. Остановившиеся из-за пандемии COVID-19 производства привели к разрушению существующих цепочек взаимодействия между компаниями. Очень многие компании ушли с рынка, перестали существовать, словом, исчезли. Они перестали быть потребителями некоторых товаров и услуг. В то же самое время люди, как физические лица, а не компании, никуда не пропали. Они остались в рамках рынка. Они остаются потребителями товаров и услуг несмотря ни на что. Да, наверняка, многие из них пересмотрят свои потребительские предпочтения, кто-то из них резко снизит свои потребительские чеки, кто-то их увеличит. Скорее всего, многие из них переориентируют свои потребительские фокусы с одного на другое. При всём при этом, человек, как потребитель никуда не исчез. Он остался на своём месте. Он продолжает оставаться потребителем несмотря ни на что.
Необходимо понимать, что при любой кризисной ситуации экономического характера, исчезают компании-потребители товаров и услуг, а люди-потребители остаются. Самая страшная и катастрофическая ситуация для бизнеса складывается только тогда, когда с рынка уходят люди- потребители. Такие ситуации происходят только в случае каких-либо военных действий, когда события приводят к физическому уничтожению людей. Можно сказать, что экономические войны, эпохи разрушения и уничтожения экономических систем – страшные совсем безрадостные явления, — но при этом они не являются катастрофическими и апокалиптическими.
Сфера жилой недвижимости относится к сфере b2c. Конечным потребителем, производимого ею продукта, является человек. Да, сфера жилой недвижимости вместе с другими сферами b2c, так или иначе, столкнётся с резко упавшим покупательским спросом. Этого избежать никому не удастся. Многие компании закрываются, банкротятся – люди теряют работу. Но, даже при этой нерадостной ситуации, сфера жилой недвижимости отделается только сокращением потребления и не более того. Для разговоров о том, что сферу жилой недвижимости ждут катастрофические последствия пандемии COVID-19, нет никаких оснований. Объёмы производимого жилья сократятся, но несущественно. Человек, как потребитель жилья никуда не исчез, он остаётся на рынке. Просто его покупательские возможности несколько снизились, и изменился его потребительский фокус.
При любой кризисной ситуации экономического характера, сфере b2c необходимо только одно: своевременно и оптимально приспособится к изменившемуся портрету потребителя. Это касается и сферы жилой недвижимости. Приспосабливаться и адаптироваться девелоперскому бизнесу к растущим потребительским возможностям, к увеличению числа потребителей гораздо легче и проще, чем к снижению потребительских возможностей и к сокращению числа потребителей. К различного рода снижениям и сокращениям экономического характера лучше всего приспосабливается тот девелоперский бизнес, который обладает максимально низким с финансовой точки зрения, стартом для производства жилья.
Популярность индивидуального жилого домостроения во многих странах мира для занятия девелопментом связана с тем, что этот вариант производства жилья основывается на достаточно низком финансовом старте. Оно обладает достаточно широкими финансовыми возможностями для того, чтобы оптимальным образом приспособиться к изменениям потребительских возможностей, как со знаком плюс, так и со знаком минус, а также к положительным или отрицательным изменениям числа потребителей. Следует отметить, что многоэтажное многоквартирное жилое строительство на такие широкие производственные люфты не способно. Начальный уровень старта для производства квартир гораздо выше, чем у производства индивидуального жилья.
Таким образом, из любого экономического кризиса с минимальными потерями выходит тот бизнес, конечным потребителем производимого товара которого является человек (физическое лицо), и тот бизнес, который способен продолжать производить продукт даже в условиях снижения своих костов. Безусловно, при этих условиях сам производимый бизнесом продукт может измениться, но главным будет не это, а сохранение способности наполнять рынок продуктами. В сфере жилой недвижимости оптимальным набором способностей и возможностей сохранить производство продукта в изменяющихся экономических ситуациях обладает только индивидуальное жилое строительство.
Многоэтажное и многоквартирное жилое домостроение способно существовать только в условиях стабильно прогрессирующей экономической ситуации. Любой экономический регресс убивает это направление.