Основным показателем развития домостроительного бизнеса является количество домов, построенных за один год. Чем больше домов за один год строится, тем более развитым является строительный бизнес. При этом территориальная и потребительская специфика домостроительного бизнеса не имеет ключевого значения. На любых территориях, при любой потребительской специфике развитость строительного бизнеса измеряется количеством домов построенных за один год.
Этот количественный показатель применим как для составления общерыночной картины развитости домостроительного бизнеса в рамках национального рынка жилой недвижимости, так и в рамках каждой отдельной строительной компании, присутствующей на этом рынке. Например, компания, строящая 500 домов в год, является более развитой, более успешной, чем компания, строящая 200 домов год. Как и национальный рынок жилой недвижимости,характеризующийся строительством 1 млн. домов в год, является более развитым и более успешным, чем рынок, характеризующийся строительством 500 тыс. домов в год.
Такое стремление в целом рынка и каждой отдельной строительной компании к значительным количественным показателям своей деятельности создало 2 (два) основных направления развития домостроительного бизнеса. Причём, в этих двух направлениях он развивается независимо от территории его присутствия и независимо от специфики потребительского спроса на дома.
Первым и основным направлением по увеличению количества возводимых в год домов стал девелопмент территории. Иначе говоря, для того чтобы появилась реальная возможность увеличить количество возводимых в год домов, территорию для их возведения необходимо предварительно специально подготовить. Девелопмент территории позволяет кратно увеличивать количество возводимых домов. Без предварительного девелопмента территории строительство домов измеряется единицами, а с предварительным девелопментом – десятками. С экономической точки зрения, загородные коттеджные посёлки являются одним из направлений по развитию домостроительного бизнеса. Они позволяют кратно увеличивать ему количество возводимых в год домов. Строительство коттеджных посёлков – экономическая закономерность развития любого домостроительного бизнеса. Главное, чтобы территориальная специфика его присутствия позволяла ему двигаться в этом направлении. Многие национальные рынки жилой недвижимости не имеют возможности развиваться в этом направлении.
Вторым направлением развития домостроительного бизнеса является т.н. индустриализация строительных процессов. Строительство дома – это производственный процесс. Он складывается из определённого набора действий, которые можно выстроить в производственную линию. Производственные линии, их развитие, оптимизация, универсализация ещё называют строительной технологией. Если девелопмент территории позволяет увеличить количество строящихся домов десятикратно, то построение производственных линий (создание и развитие технологий строительства) позволяет увеличить количество строящихся домов стократно.
Индустриализация строительных процессов не всегда связана с производством элементов конструкции дома в заводских условиях, как можно было бы подумать. Индустриальное домостроение может осуществляться и в рамках строительной площадки. Заводское изготовление элементов конструкции дома является одним из вариантов индустриализации строительных процессов. Самым распространённым вариантом.
Сутью любой индустриализации строительных процессов является не заводское производство, а чёткое выстраивание всех производственных процессов в линию, их оптимизация и универсализация. Иначе говоря, любое разнообразие и множество домов в конечном итоге сводится к одному и тому же набору, одной и той же последовательности производственных процессов. Самыми яркими примерами индустриализации строительных процессов в рамках строительной площадки являются рынки жилой недвижимости США и Канады. А самыми яркими примерами индустриализации строительных процессов в рамках заводского производства конструктивных элементов дома являются рынки Германии и стран Скандинавского полуострова.
Выбор того или иного варианта индустриализации строительных процессов зависит от специфики девелопмента территории. Если домостроительный бизнес видит перспективы своего развития (увеличение количества строящихся в год домов) за счёт девелопмента территории (за счёт увеличения количества строящихся загородных посёлков), то, как правило, он выбирает индустриализацию строительных процессов в рамках строительной площадки. Если у домостроительного бизнеса перспективы развития за счёт девелопмента территории не столь привлекательны, то, безусловно, он предпочитает индустриализацию строительных процессов в рамках заводского производства.
Любая экономика домостроения основана на двух направлениях развития – на девелопменте территории и на индустриализации строительных процессов. Специфика этих двух направлений развития домостроения связана с национальными особенностями рынка жилой недвижимости. У каждого национального рынка жилой недвижимости свои особенности, которые формируют и национальную специфику девелопмента территории, и национальную специфику индустриализации строительных процессов.