Потребительский рынок (девелопмент, домостроение) характеризуется тем, что он состоит не из процессов, технологий, а из готовой продукции на их основе.
Феномен рынка, наполненного готовой продукцией, можно сравнить с явлением социализации личности. Некто, создающий некую готовую продукцию, тем самым пробует вписать себя в общество, чтобы не быть одиноким изгоем, если выражаться пафосно. Насколько и как он впишется через свою продукцию в общество — дело второе. Пусть пробует, старается. Примет его общество — хорошо. Если общество его отвергнет — его проблема. Но, в целом, стремление вписаться в общество через свою продукцию — основное свойство потребительского рынка. Но хотелось бы отметить, что «вписаться в общество» означает не подстроиться под него, а сделать некий свой вклад в его развитие и стабильность.
Вот и девелоперская продукция, как и домостроительная — это одни из множества вариантов социализации, вклада в развитие и стабильность общества. Поэтому, в рамках потребительского рынка девелоперы и домостроители зарабатывают свои капиталы на том, насколько они успешно социализируются, на том, как воспринимается обществом их продукция, на сколько многочисленно и обширно (разношерстно) то самое общество. Какой вклад они делают в создание и развитие общества? Какое общество они создают?
А достучаться до общества и достичь его признания можно как раз только через готовую продукцию. Поэтому потребительский рынок наполнен не процессами и технологиями, а готовой продукцией. В целом, потребительский рынок — не про жадность, затоваренность и избыток всего и вся. Потребительский рынок — про социализацию, про вклад в развитие и стабильность общества.
Если приводить обратную картину потребительскому рынку, то это будет производственный рынок — рынок, на котором доминируют процессы и технологии, а не готовая продукция. Другими словами, где идет конкуренция за владение правами на процессы и технологии. Последние как раз не масштабируются, что и не нравится обществу. Общество всегда стремится к доступности и массовости. А этого можно достичь только через готовую продукцию, а не процессы и технологии.
В этих условиях напрашивается весьма закономерный вывод о низкой ценности процессов, технологий и возрастающей ценности готовой продукции. В условиях потребительского рынка построить бизнес на процессах с технологиями очень трудно, если только они сами по себе не являются вкладом в развитие и стабильность общества — бизнес преимущественно строится на готовой продукции. Общество очень не любит тех, кто владеет и не делится с ним некими процессами и технологиями, кто замыкает их на себя и выдает их за эксклюзив. Общество — это всегда про доступность, массовость и разнообразие.
Словом, производственные рынки всегда давали и продолжают давать людям процессы и технологии, а что с ними делать и как их применять те решают сами. Потребительские рынки дают людям готовую продукцию, которой они как могут воспользоваться, так и могут отвергнуть. Потребительский рынок характеризуется более цельной и единой картиной общества, которое более стабильно и способно к развитию (прогрессу).