Все сидят на карантине. Кто-то изолировался в квартире, а кто-то в индивидуальном доме. С квартирами, в сложившихся обстоятельствах, всё более-менее понятно и однозначно. Изолироваться от людей в квартире – малокомфортно. С изоляцией в индивидуальном доме не всё так просто и однозначно.
Спрос на аренду индивидуальных домов на ближайшие несколько месяцев в Московском регионе вырос практически на 400%. На данный момент снять индивидуальный дом для жизни в нём в течение нескольких месяцев – практически невыполнимая задача. Свободных индивидуальных домов для полноценной жизни нет.
Такой резкий, и такой значительный рост спроса на аренду индивидуальных домов – явление вполне предсказуемое, и вполне объяснимое. А вот вопрос дефицита предложений требует определённого осмысления. Размер и качественная характеристика дефицита всегда указывает на проблемы и трудности отрасли и на то, как с ними справляются её участники. Если мы имеем дело с большим размером дефицита предложений – у отрасли есть большие проблемы и трудности. Если мы имеем дело с отсутствием дефицита предложений, или он незначительный – у отрасли отсутствуют критичные для неё проблемы и трудности.
Мы не склонны считать большой дефицит загородного жилья на рынке, в сложившихся обстоятельствах, чем-то положительным для загородного домостроения. Наоборот, это указывает на определённые проблемы и трудности, присутствующие в отрасли.
Реализация любых предложений всегда должна осуществляться в массовом сегменте. Именно массовый сегмент позволяет держать дефицит в узде и не давать ему развиваться. Массовым сегментом в загородном домостроении является жилое домостроение. Случившийся дефицит индивидуальных домов связан с крайне слабой развитостью этого массового сегмента загородного домостроения.
В докризисный период загородное домостроение чаще сталкивалось с низким спросом на индивидуальные дома, и оно искренне считало его главной своей проблемой. Кризис наглядно продемонстривал, что главной проблемой загородного домостроения в действительности является низкое количество предложений в массовом сегменте жилья.
Общий вектор направления по выходу из этой кризисной ситуации можно обозначить как наращивание количества предложений в массовом сегменте жилья. Дефицит предложений по жизни в индивидуальном загородном доме необходимо снижать. Случившийся дефицит индивидуальных домов необходимо ликвидировать до минимальных значений. И без девелопмента этот дефицит снизить не получится.
При определённых условиях, девелопмент можно описать как инструмент по обеспечению низкого уровня дефицита предложений на рынке жилья. Девелопмент – это обеспечение присутствия загородного домостроения в массовом сегменте жилья. В сложившихся кризисных обстоятельствах, девелопмент можно рассматривать как антикризисного управляющего, который через свои инвестиционные инструменты может снизить, практически до нуля, дефицит предложений. Если дефицит сохранит свои размеры, то загородное домостроение может выйти из кризиса с нулевым спросом.
Для загородного домостроения необходимо считать за благо не желание людей изолироваться в индивидуальном доме, а в присутствии такой возможности.