Если брать девелопмент, то продуктом в этом виде коммерческой деятельности является территория. Успешность коммерческой деятельности в девелопменте – это уровень потребительской оценки той или иной территории. Насколько нужна и необходима та или иная территория потенциальным потребителям? Готовы ли они её покупать и за какие деньги? Таким образом, девелопмент – это преобразование некой территории в продукт и успешная его реализация на рынке недвижимости.
Пожалуй, самым успешным продуктом девелопмента на рынке недвижимости является территория для жизни. Даже не территории для ведения бизнеса или территории промышленного производства, а, именно, территории для жизни. Удивительно, но люди во всём мире рассматривают те или иные территории, в первую очередь, как территории для жизни, а не как территории для ведения некоего бизнеса/производства. Скандально известный как «дворец президента России» является в первую очередь ни чем иным, как территорией для жизни, а не местом производства вина или чего-либо другого. Абсолютно любая территория в потребительском фокусе представляется территорией для жизни. Поэтому, в такие территории вкладывается очень большое количество денег. И, соответственно, они имеют лучший потребительский отклик. Если бы территории для жизни не были бы столь коммерчески успешными в мире, то люди (потребители) навряд ли бы стремились к т.н. элитным форматам жилья, предоставляющим максимальное разнообразие, комфорт и безопасность проживания.
Несмотря на всё разнообразие территорий для жизни в мире, начиная от климата и заканчивая геологическими особенностями, есть вполне реальная возможность описать их все через некоторые универсальные структуры и принципы. Что делает ту или иную территорию территорией для жизни, что делает её продуктом, успешно реализуемым на рынке недвижимости?
На этих двух этапах преобразования территории в продукт можно было бы и остановится, но современная социально-экономическая реальность не позволяет этого сделать. Индивидуальные земельные участки, как индивидуальные жизненные пространства, уже далеко не всегда являются достаточными для создания территорий для жизни. Затраты на систематизацию и структурирование территорий растут от года к году. Без этого этапа в современном мире уже не обойтись. А делать бесконечно малыми индивидуальные жизненные пространства нет никакой возможности. Тем более, человек всегда стремился и в дальнейшем будет стремится не к уменьшению, а к увеличению собственного жизненного пространства.
Поэтому, третьей составляющей в преобразовании любой территории в востребованный на рынке недвижимости продукт, становится создание т.н. общественных жизненных пространств. Общественные жизненные пространства являются прямым дополнением или продолжением индивидуальных жизненных пространств. Иначе говоря, всё что необходимо человеку в рамках развития собственного индивидуального жилого пространства, но не может в этих рамках быть реализованным, реализуется через общественное жизненное пространство. Общественное жизненное пространство – это пространство, используемое многими людьми индивидуально (для личных нужд). Например, размер далеко не каждого индивидуального земельного участка (пространства) способен вместить в себя места для отдыха, развлечений, занятий спортом. Поэтому, эти места реализуются через общественные жизненные пространства.
Обозначенные выше, три момента формирующие девелоперский продукт являются основными. Структура и систематизация территории, индивидуальные жизненные пространства, развитие индивидуальных жилых пространств через общественные жизненные пространства. Реализация этих трёх моментов при создании девелоперского продукта, можно сказать, является залогом успешной реализации территории для жизни на рынке недвижимости. Безусловно, в состав девелоперского продукта могут входить и другие моменты, но они уже будут зависеть от специфики конкретной территории.