Жилые дома строятся человеком уже очень давно. В течении этих многих лет они постоянно эволюционировали. И только вместе с появлением девелопмента, как самостоятельного бизнеса, их эволюция стала напоминать целенаправленное развитие продукта. С появлением девелопмента жилые дома стали потребительским товаров на рынке жилой недвижимости. Это явление их сильно преобразило и дало их развитию некое подобие технологичности.
Жилой дом – это частное (индивидуальное) пространство человека. Человек воспринимает свой дом, как собственное жилое пространство. Отношение человека к жилому дому, как индивидуальному пространству – основа для развития современного жилого дома. Отношение как к пространству – ключевой фактор в восприятии человеком жилого дома. Поэтому, и девелопмент, и домостроение относятся к жилым домам, как к пространству. По этой пространственной причине у человека всегда присутствовало и ещё долго будет присутствовать стремление к большим по площади домам и земельным участкам. Чем большее у человека индивидуальное жилое пространство, тем лучше он себя ощущает в нём. Ни девелоперы, ни домостроители сознательно никогда не стремились к уменьшению жилого пространства человека. Наоборот, они всячески стараются его расширить. На этом явлении, можно сказать, построен весь современный девелопмент и всё современное жилое домостроение. Ни одна маркетинговая политика будь то девелопера, будь то домостроителя не основывается на уменьшении или сокращении жилого пространства человека. Человеку нельзя предлагать маленькое жилое пространство, даже если оно, в действительности, и является таковым. Все девелоперские и домостроительные предложения основываются на увеличении и большом размере жилого пространства.
На реализации этого пространственного принципа строятся не только индивидуальные жилые дома, но и жилые небоскрёбы, состоящие из квартир не очень большой площади. Индивидуальные жилые пространства квартир и небольших по площади домов увеличиваются в размерах за счёт общественных (публичных) жилых пространств. Собственно, каждому жилому небоскрёбу для того и нужны дополнительные этажи, чтобы иметь возможность увеличить жилое пространство человека, живущего в относительно небольшом индивидуальном жилом пространстве за счёт общественного.
Можно смело утверждать, что именно на этом явлении и вырос девелопмент как самостоятельная бизнес-отрасль. Девелопмент в отличии от домостроения, занимающегося созданием индивидуальных жилых пространств, занимается ничем иным, как расширением жилого пространства человека. Инфляция, в целом, негативно сказывается на размерах индивидуальных жилых пространств. Рост стоимости строительных материалов, рост стоимости рабочей силы, рост потребности в индивидуальном жилом пространстве приводит к его всё меньшей и меньшей доступности для человека. Поэтому, задача девелопмента сопротивляться этим общим экономическим тенденциям современного мира. Девелопмент прибегает к территориальным методам расширения жилого пространства человека. И этот метод является на сегодня единственным методом по увеличению жилого пространства человека. И именно по этой причине индивидуальное и малоэтажное жилое домостроение является основным в девелоперской деятельности на сегодня во всём мире.
Города и территории, развивающиеся за счёт индивидуального и малоэтажного домостроения, – развивают и увеличивают жилое пространство человека. При этом следует отметить, что размер жилого пространства человека измеряется количеством его шагов. Размер жилого пространства человека измеряется не автомобильными дорогами и не железнодорожными или авиасообщениями. Он измеряется исключительно пешим способом.
Когда девелопер берётся за ту или иную территорию, то одной из задач, которую он берётся решить, является максимальный пешеходный её охват. Чем большая пешеходная доступность и больший пешеходный охват у территории – тем больше жилое пространство человека. По этой причине, конкуренция между многими девелоперскими проектами строится также на основе размеров осваиваемой территории. Чем больше осваиваемая территория – тем большее жилое пространство девелопер выводит на рынок, тем этот потребительский продукт будет являться более востребованным. Словом, размер в девелопменте имеет значение.
Одних размеров жилого пространства, безусловно, не достаточно. Создаваемое жилое пространство необходимо ещё и чем-то содержательно наполнить. В современной девелоперской практике и индивидуальные жилые пространства, и их расширения за счёт общественных жилых пространств наполняются следующим содержанием:
— местами для приготовления и употребления пищи,
— местами для физической активности,
— местами для различного рода развлечений,
— местами для саморазвития и воспитания детей,
— местами для общения людей друг с другом.
Этим содержанием характеризуется как каждое индивидуальное жилое пространство человека, так и общественное жилое пространство. На этом строится вся индустрия современного жилого домостроения от индивидуальных жилых домов до квартир в небоскрёбах. Конечно, это содержание в каждом конкретном случае выражается по своему, но оно задаёт общую тенденцию к развитию современного жилого дома как пространства для жизни, простирающееся максимально далеко за пределы индивидуального жилого пространства.