Вопросы конкуренции всегда актуальны для любого вида бизнеса. Для того чтобы успешно конкурировать на рынке, необходимо понять свою нишу присутствия и исходя уже из этого очерчивать круг прямых конкурентов. Если вы занимаетесь строительством, то это ещё не значит, что все те, кто занимается строительством, являются вашими прямыми конкурентами. Если вы занимаетесь загородным домостроением, то это ещё не значит, что все те, кто строит загородные дома, являются вашими прямыми конкурентами. Конкуренция – явление не отраслевое, а нишевое.
Загородные дома по своему характеру и назначению разные: это могут быть жилые дома, это могут быть дачные дома. В рамках строительной отрасли это разные ниши. Поэтому и конкурентное существование строителей должно происходить в рамках той или иной ниши. Строители жилых домов могут конкурировать только со строителями тех же самых жилых домов. А строители дачных домов способны конкурировать только со строителями тех же самых дачных домов. Конкуренция на рынке загородного домостроения выстраивается строго в рамках определённых ниш. К жилым загородным домам предъявляются одни требования, а к дачным домам – совсем другие. Жилые дома и дачные дома не способны друг с другом конкурировать.
Иначе говоря, конкуренция возможна только между сравнимыми вещами, явлениями. Конкуренция – это всегда сравнение. А сравнивать необходимо только сравнимые друг с другом вещи или явления – то, что относится к одной и той же нише. Жильё необходимо сравнивать с жильём, а дачи необходимо сравнивать с дачами. Для того, чтобы сформировать определённые преимущества на рынке загородного домостроения, необходимо чётко определить: в какой из этих двух ниш предпочтительней конкурировать? И уже на основе выбранной ниши формировать свои конкурентные преимущества.
После определения ниши, необходимо очертить так называемое конкурентное поле. Производителей жилья, дач много и их круг не ограничивается территорией некого района, города, области. По большому счёту круг прямых конкурентов не ограничивается даже страной. Жильё, как и дачи – явления глобальные. Формирование и развитие собственных конкурентных преимуществ будет только тогда успешным, когда они будут создаваться и развиваться с оглядкой на международный рынок жилья и дач. Несмотря на пандемию covid-19 и закрытые границы многих стран, человек продолжает оставаться человеком и его потребительские свойства не исчезли, – они остались. Человек по-прежнему заинтересован в предложениях по жилью и дачам. Потребительство в любых экономических условиях свойственно человеку. Разные экономические условия оказывают влияние только на специфику формирования предложения, но не на потребительство как таковое.
К числу прямых конкурентов строителей загородного жилья относятся не только строители городского жилья. К их числу относятся, можно сказать, вообще любые строители жилья. Не стоит забывать поговорку: рыба ищет место, где глубже, а человек, – где лучше. Поэтому, отечественным строителям жилья всегда стоит помнить и понимать строителей жилья в США, Канаде, Великобритании. Да, несмотря на то, что они все находятся за пределами Российской Федерации и осуществляют свою деятельность за её пределами, между тем, они также относятся к числу прямых конкурентов. Жильё – явление глобальное (транснациональное). Когда человек выбирает себе жильё, то он смотрит не на страны и не на континенты – он смотрит на продукт (жильё) и его производителя. И на основе этого формирует свои предпочтения. Если человеку в душу сильно запало то, какое и как производится жильё, допустим в Финляндии или Германии, то, даже не имея возможности приобрести жильё там, по месту его производства и расположения, он всё равно будет сравнивать (требовать) идентичное от местных производителей.
Исходя из этого, можно сказать, что строители отечественного загородного жилья конкурируют со строителями загородного жилья зарубежом. То же самое можно сказать и о строителях дач. У отечественных строителей дач в число прямых конкурентов можно записать зарубежных строителей вилл, коттеджей и домиков для отдыха на европейских горнолыжных курортах.
Конкуренция, как нишевое, а не отраслевое явление свойственно всем сферам общемирового потребительского рынка. И к ней стоит относиться серьёзно и с пониманием. Рынок загородного жилья, дач гораздо больше, чем кажется на первый взгляд и вести себя на нём необходимо соответствующим образом.