Обращая внимание на не совсем простые взаимоотношения между держателями больших земельных участков и домостроителями, невольно, задаёшься вопросом: а может быть, действительно, они мало чем могут быть полезны друг другу? Может быть домостроение, действительно, не способствует повышению ликвидности земельных активов? Для ответа на этот вопрос, необходимо обратиться к специфике современного рынка жилого домостроения – к его потребительской структуре.
Для того, чтобы успешно продать земельный участок, потребитель должен понять: чем и как продаваемый земельный участок может быть ему полезен? Причём, потребитель должен понимать не свои возможности вообще и в целом от приобретения им земельного участка, а усвоить вполне конкретную и понятную пользу от такого приобретения. Земельный участок, как объект потребления обязан принести потребителю какую-либо конкретную пользу. Чем и в чём может быть полезен земельный участок для потребителя?
Самый простой и лежащий на поверхности ответ: приобретая земельный участок, человек решает вопрос своего места жительства в географическом смысле. Да, в чистом виде, земельный участок сам по себе может решить только этот вопрос. На решение каких-либо других вопросов он не способен. Велика ли конкуренция на рынке среди товаров под общим названием «географическое место жительства человека»? Очень велика, она просто огромна. И в этой конкурентной борьбе всегда выигрывают земельные участки, расположенные в благоприятных климатических зонах. Выходить на рынок с пустым земельным участком – гиблое дело. Особенно, когда земельный участок расположен в не совсем благоприятных климатических условиях. Но, выход есть. Он заключается в преобразовании земельного участка в нечто большее, чем просто место географического присутствие человека.
Если за решением этой задачи землевладелец решит обратиться к строителям, то они не смогут ему помочь. Для совершенствования и развития территории присутствия человека, необходимо заниматься не человеком, а самой же территорией. Дело в том, что строители занимаются не территориями, — они занимаются человеком. А человек свободен в выборе места жительства. Строительной компании всё равно где построить дом для человека. Не всё равно только землевладельцу. Домостроительный способ развития и совершенствования земельных участков – малоэффективный, даже бесполезный способ. Именно в этом кроется смысл печальной участи многих подмосковных, и не только, земельных участков. Землевладелец в надежде на успешную продажу участков обращался к домостроителям, те строили дома, часто их не достраивали, а ликвидность земельных участков не повышалась. Т.е. землевладельцы совершили структурную или системную ошибку: в то время, как им необходимо было заниматься развитием и совершенствованием своей территории, вместо этого, они попытались заняться человеком.
Вполне возможно, что не совсем партнёрские отношения между землевладельцами и строителями сложились на основе примеров такого опыта взаимодействия. Когда занимаешься продвижением земельного участка на потребительском рынке, то заниматься, прежде всего, необходимо самим участком, а не человеком. Необходимо заниматься преобразованием земельного участка под человека, а не преобразованием человека под земельный участок.
Развитие и совершенствование земельного участка – не домостроение – это девелопмент. Домостроение – только верхняя часть айсберга под названием девелопмент. Для продвижения земельного участка на потребительском рынке, для повышения его конкурентного преимущества, в том числе, среди земельных участков, расположенных в благоприятных климатических условиях, землевладельцам необходимы не домостроители, — им необходимы девелоперы. Если кому и нужны домостроители, то точно не землевладельцев, они нужны девелоперам. Без девелоперов землевладельцам со своими земельными активами на потребительском рынке делать нечего. Девелопер – тот, кто занимается на рынке, именно, земельными участками, а не домостроением.
Хочется охотно верить в то, что, именно, девелоперам суждено выстроить благоприятные деловые отношения между землевладельцами и домостроителями. Каждый, из которых будет заниматься своим делом, и иметь свою долю на рынке загородной недвижимости.