Из-за происходящих событий, связанных с пандемией коронавируса, мир становится новым, Новой становится и Москва. За последние несколько дней Москву покинуло более 1 млн. автомобилей. Конечно, в этом явлении можно увидеть проявление апокалиптического сценария и назвать Москву тонущим кораблём, с которого все бегут, но можно в этом явлении увидеть и вполне позитивные сигналы.
Последние века мы наблюдали бурное развитие городов. Москва в этом рейтинге всегда занимала первые места. Экономика многих стран строилась на развитии города. В городе была работа, в городе были деньги. Но, уже можно с уверенностью констатировать, что привычный городской экономический уклад потерпел крах. Коронавирус жёстко ограничил работу всех городских экономических механизмов. Мэр Москвы Собянин С. С. запретил людям покидать без острой необходимости квартиры. Необходимость жизни именно в Москве потеряло свой экономический смысл. Город, как экономический центр потерял свои лидирующие позиции.
Люди покидают в эти нелёгкие времена не только Москву, эту тенденцию можно наблюдать во всех регионах России. Москва в этом рейтинге количества людей, покидающих городскую экономическую систему, занимает первую строку. Нам всем очень повезло. Мы наблюдаем смену экономических парадигм жизни. На смену экономической парадигме Москвы приходит экономическая парадигма Новой Москвы.
Мы не знаем, сможет ли Москва отыграть утерянные позиции назад. Сможет ли городская экономическая система вернуться на прежние позиции? Всё будет зависеть от того, как долго продлится пандемия коронавируса. По предварительным оценкам всем стоит ориентироваться на срок от 3 до 6 месяцев. Остановка экономики города на полгода может привести к необратимым последствиям. Так или иначе, экономическая роль Новой Москвы начнёт в ближайшее время возрастать.
Если город теряет свои лидирующие экономические позиции, то вполне закономерно начинают усиливаться экономические позиции пригорода. Если люди покидают Москву не на одну-две недели, а на несколько месяцев, а в этом не приходится пока сомневаться, то можно сказать, что люди едут в Новую Москву не на шашлыки и не на весенние садово-огородные работы, — они едут формировать новую экономическую реальность. Если люди обоснуются на территории Новой Москвы на срок от полугода, они будут вынуждены начать формировать новую экономическую реальность.
Экономика пригородной территории формируется, и всегда формировалась не вокруг бизнес- направлений. Она всегда формируется, и всегда формировалась вокруг места жительства человека, вокруг человека. Не бизнес-направления станут привлекать к себе людей, как это происходит при формировании городской экономики, а вокруг людей, вокруг их мест жительства начнут формироваться бизнес-направления. Такую смену экономических парадигм можно назвать возвратом экономики в точку ноль. Экономика, которая строится не вокруг «модных», или «успешных» сегодня бизнес-направлений, а вокруг места жительства человека, вокруг человека.
Да, современная экономика российского пригорода оставляет пока желать лучшего. Но, в этом её и преимущество. Она обладает огромаднейшим потенциалом роста и развития. Поэтому, людям потерявшим работу из-за пандемии коронавируса в городе стоит обратить внимание на пригород. В ближайшие полгода-год там начнётся экономический рост. Московская экономика начнёт стагнировать, а экономика Новой Москвы развиваться. А если попытаться расширить свой экономический взгляд на этот вопрос, то Новая Москва, вслед за ней и вся Россия вполне может получить северо-американский сценарий развития экономики, основным драйвером которой является индивидуальное жилое домостроение.