В целом, успех бизнеса на недвижимости во многом зависит от того, какое место в этой системе занимает конечный потребитель девелоперского продукта. Первое или последнее?
Многие домостроительные бизнесы существует полностью в рамках B2C рынка — конечный потребитель занимает в нём первое место. И это проблема. Да, тот же индивидуальный дом для конечного потребителя является вершиной любого рынка недвижимости. В конечном итоге продаётся на рынке недвижимости формат присутствия человека на конкретной территории. Но то, что тот же индивидуальный дом является вершиной рынка недвижимости совсем не означает, что с него всё и начинается. Им всё заканчивается, а не начинается.
1.Девелопмент к уже построенному дому подтягивается очень плохо. Особенно, если этот дом один. Отсюда возникло такое понятие как «классификация жилья». Там, где девелопмент очень плохо подтянулся или совсем не захотел этого делать, — тот дом называем «жёсткий эконом». Там, где девелопмент хоть как-то подтянулся — «комфорт». Ну, а «элит» и прочие — когда девелопмент уже существовал на момент постройки дома, и его не надо было тянуть за уши.
Отсюда же происходит большая любовь банков к так называемым «комплексным застройщикам» и прочему «индустриальному домостроению». Когда строится много домов за раз, то возникает некое подобие девелопмента, который так любят банки.
2.Следующая проблема. Строительство того же индивидуального дома при отсутствии предварительного девелопмента позволяет строителю сварганить его из того, что было и как вздумается. Если нет привязки дома к девелопменту, то и строить его можно как вздумается заказчику или как интересно строителю. Корень этой проблемы заключается в отсутствии девелопмента, а не жадности или некомпетентности строителей и их заказчиков.
Вот и получается вполне интересная и любопытная картинка. Но это не значит, что она безобидная и имеет право на существование. Строим дом под клиента без привязки к девелопменту территории. Затем начинаем привязывать девелопмент к дому (подгонять его под уже существующий дом), в результате ничего не получается, дом остаётся сам по себе не в лучшем виде и без каких-либо перспектив на будущее. Таким вот и получается рынок домостроения, построенный на принципах B2C рынка. Получаем конфликт интересов и нестыковку перспектив развития.
Другими словами, если в домостроении ставить заказчика (клиента) на первое место, то рынок упирается в разброд и шатания, жёсткий непреодолимый дефицит земли и неспособность к развитию. Если продажа дома конечному потребителю стоит на вершине рынка недвижимости, то это не значит, что с него всё начинается. Им всё заканчивается.
А начинается всё с девелопмента территории (с инфраструктурного девелопмента) потребитель того же самого дома стоит в этой пищевой цепочке на самом последнем месте. Отсюда вывод: до продажи дома конечному потребителю надо много чего сделать до. И это «до» никак не вписывается в рамки B2C рынка. Можно сколько угодно отталкиваться от конечного потребителя, рассуждать о правильных и красивых домах, но дело не сдвинется с места. Оно будет существовать скромно и незаметно, пока не будет происходить различных трагедий.
Спрос на индивидуальные дома есть, и он очень высок. В этой части и строители, и банки правы. Но это совсем не значит, что к нему необходимо подходить прямо в лоб — скакать по верхам. Поверхностность и отрицание основательности до добра не доведёт. Ставить конечного потребителя на последнее место на рынке домостроения совсем не значит проявлять к нему неуважение. Наоборот, это путь (хоть и не совсем очевидный) формирования надёжной, перспективной и платежеспособной аудитории — дорогой и перспективной земли с растущей её капитализацией.