Если посмотреть на российский информационный сектор о недвижимости, то с удивлением можно обнаружить две основные его темы:
1. Как построить свой дом?
2. Где и как купить недвижимость с целью инвестирования?
Первая тема нам интересна постольку-поскольку, а вот вторая показалась весьма примечательной. Итак.
В недвижимости есть два основных варианта инвестирования:
1.Что-то построить, чтобы потом это продать и получить свою прибыль с сформированной в процессе постройки некой ценности. Этим можно заниматься самостоятельно, а можно поручить эту миссию какой-нибудь компании. Другими словами, это инвестирование в домостроительный и девелоперский бизнес. По сути, это инвестирование в акции какой-нибудь домостроительной или девелоперской компании на некой условной бирже.
Этот вариант инвестирования в недвижимость можно назвать инвестированием в инфраструктурный девелопмент. В России этот вариант как-то не очень популярен. Хотя есть и те, кто занимается и им.
2.Другое дело, инвестирование в готовые домостроительные и девелоперские продукты с целью получения прибыли либо от сдачи их в аренду, либо спекуляции на их перепродаже. И последний вариант, по нашим наблюдениям, продвигается в российском информационном пространстве очень активно. Можно даже сказать очень агрессивно.
Реальной ценностью в недвижимости обладает только то, что создано человеком, а не природой. Не стоит доверять спекуляциям на тему уникальной природной локации, которая должна расти в цене, потому что она уникальна. Человек её обязательно загадит, и она обязательно потеряет свою естественную ценность.
Чтобы этого не произошло, любая уникальная природная локация должна быть подвергнута целенаправленному девелопменту со стороны человека. Другими словами, ценность любой природной локации в её девелопменте — приспособленности под человека с целью выстраивания корректных взаимоотношений между ними.
Таким образом, первое что мы получаем при втором варианте инвестирования в недвижимость — это инвестирование в девелопмент территории — в её приспособленность под человека. Смотрим на девелопмент — принимаем решение об инвестировании. В полное отсутствие девелопмента или в некорректный девелопмент, естественно, нет никакого смысла инвестировать. Особенно, если под этим девелопментом понимать создание квадратных метров. Вот уж что-что не обладает какой-либо ценностью, так это квадратные метры. Квадратный метр — это расходная часть девелопмента, и совсем не доходная. Инвестировать в расходы, по меньшей мере, очень странно. Доход в девелопменте генерирует сервис жизни.
Поэтому, инвестирование в недвижимость по второму типу является ничем иным, как инвестированием в сервисный девелопмент. Где, какой сервис жизни создаётся девелопером, туда и так инвестируем. Другими словами, если инвестора интересует тема покупки недвижимости с точки зрения сохранения своих вложений или получения некой прибыли от неё, то это ничто иное как инвестирование в созданный и развиваемый девелопером сервис жизни — созданный девелопером бизнес в сфере торговли, услуг, производства и т.п.
Инвестирование в сервисный девелопмент (создание самостоятельных, сетевых и т.п. бизнесов) является более интересным, чем инвестирование в инфраструктурный девелопмент за исключением одного НО. Сервисный девелопмент невозможен без инфраструктурного. В недвижимости сначала идёт инфраструктурный и только потом сервисный девелопмент. Так что деньги можно заработать и на том, и на другом. Просто сервисный девелопмент более интересный и разнообразный, чем инфраструктурный — он имеет куда большую по численности и доходам потребительскую аудиторию. Правда, он далеко не всегда и везде осуществим, в том числе по причине слабо представленного инфраструктурного девелопмента.
Подводя итог всему вышесказанному, скажем так: инвестирование в недвижимость — это инвестирование в результат работы девелопера — во что он превратил/превращает территорию? В целом, недвижимость — это совсем не про стройку — это про территории, на которых живут, работают, отдыхают люди.