Когда говорят об аренде недвижимости, то, как правило, подразумевают под этим явлением простую схему, по которой арендатор берёт в наём некое количество площади, квартиру, дом, гостиничный номер и т.д., и т.п. у арендодателя. То есть, можно сказать, что факта как-таковой продажи нет. Если базироваться на этой схеме, то мы получаем, в некотором роде, противопоставление аренды продаже. Например, некий потребитель недвижимости не имеет желания, возможности купить в собственность некий объект недвижимости. Поэтому, он предпочитает его арендовать.
Безусловно, подобная схема на рынке недвижимости присутствует и достаточно широко распространена, но между тем, рынок недвижимости двигают вперёд, именно, продажи. В связи с чем, возникает вопрос: что, как, почему, (можно/необходимо) продавать в случае с арендой недвижимости? Да, аренда недвижимости — это тоже продажи, но продажи не совсем аренды.
Следующей по частоте распространения схемой на рынке недвижимости, являются инвестиционные продажи, которых сейчас развелось предостаточное количество. Это схема предполагает продажу объекта недвижимости застройщиком или девелопером условному инвестору, с предполагаемой последующей сдачей в аренду купленного объекта недвижимости. Эта и предыдущая схема аренды недвижимости, по большому счету, не предполагают продажу. По большому счету, они обе, фактически, спекулируют на желаниях и возможностях конечного потребителя. Но, между тем, для того чтобы аренда недвижимости, как формат её использования, были успешными и долгосрочными необходим факт продажи. Всегда необходимо думать над тем, что продать арендатору. Если он не приобретает объект недвижимости в собственность, то, что и как он должен приобретать, арендуя объект недвижимости?
Специфика и уникальность явления продаж при аренде недвижимости заключается в следующем: спекулятивные рынки балансируют на желаниях потребителей и производителей, в связи с чем, представляют из себя не совсем устойчивую систему. А для того, чтобы рынок был более устойчивым он должен обладать, условно назовём, производственной базой. То есть, рынок должен нечто производить, создавать новую ценность, которая потом будет именно покупаться потребителем. В связи с чем, вполне логично производить новые квартиры, новые дома, а затем их продавать конечным потребителям, условным инвесторам и т.д. Да, но в эту схему не совсем вписывается аренда недвижимости. А для того, чтобы она начала вписываться, арендаторам недвижимости необходимо предложить купить что-то произведенное застройщиком или девелопером.
Например, мы имеем девелоперский продукт спальный район, состоящий из индивидуальных домов, в котором предполагаем создать некоторое количество зданий под аренду. Здесь мы имеем в виду именно аренду жилья, а не коммерческих или торговых площадей, которые, надо отдать должное, также вписываются в схему продаж при аренде недвижимости.
Итак, для того чтобы аренда жилья в рамках спального района, тем более, состоящего из индивидуальных домов, была максимально стабильная и успешная, арендатору необходимо продать некий набор услуг или определенный сервис жизни. Другими словами, при аренде жилья человек должен покупать определённый набор услуг, созданный девелопером, который бы делал жизнь человека, арендующего жильё, более комфортной и благополучной. Только в этом случае, с появлением факта продаж сервиса жизни, аренда жилья становится более стабильной и успешной.
В предлагаемый к покупке сервис жизни может входить, например, консьерж-сервис, предоставление условий и возможностей для отдыха, развлечений, работы и т.д., и т.п., а не только жизни. Словом, аренда недвижимости — это в прямом смысле продажа/покупка услуг по повышению уровня комфортности и безопасности жизни человека. В связи с чем, арендатор, беря в наём квартиру, дом, комнату, фактически, становится покупателем некоторого набора сервисов жизни. По этой схеме аренды недвижимости, сегодня, существуют большинство рынков недвижимости мира. И существуют вполне успешно. И их успешность связана, именно, с наличием факта продажи услуг по сервису жизни арендаторам.
Безусловно, наверное, можно обойтись и более простой схемой, где арендатор ограничен исключительно съёмом необходимой ему площади, квартиры, дома, комнаты и т.п., но насколько такой бизнес будет устойчив и успешен? Всё-таки при формировании арендного формата необходимо продумать что и как, именно, продавать арендатору.