Наблюдаем за взаимодействием общества и девелопмента территорий. Откуда вытекают креативно-деловые пространства, способствующие и оформляющие взаимодействие и общение между разными людьми? Бизнес — это и есть общение и взаимодействие между людьми. Успешное общение и взаимодействие порождает большие, а иногда и огромные бизнесы. Соответственно, девелопер наживается, в том числе, и на этом: создает соответствующие и способствующие общению и взаимодействию людей друг с другом пространства. Но в связи с тем, что люди разные, а иногда и противоположны друг другу, то пространства должны быть, соответственно, максимально креативными — творчество, креативность и т.п. является лучшим вариантом, настраивающим людей на общение и взаимодействие.
С другой стороны, есть спальные районы. Тоже девелопмент территорий, тоже девелоперский продукт — хороший вариант капитализации своей жизни для человека. Хочешь стать обеспеченным пенсионером или оставить детям наследство в виде денег, то надо покупать ещё в молодости индивидуальный дом в спальном районе.
Но на этом ничего не заканчивается, а только начинается. По нашим наблюдениям, что креативно-деловые пространства, что спальные районы являются не просто девелоперскими продуктами разных целей и назначений. Они, оказывается, ещё и разные с точки зрения общества.
Если мы говорим о спальном районе, то мы имеем дело с монокомьюнити — сообщество одинаковых (однообразных) людей, объединенных примерно одной и той же идеей или концепцией — капитализация собственной жизни. А когда мы прикасаемся к креативно-деловым пространствам, то здесь мы имеем дело уже с мультикомьюнити. Креативно-деловые пространства — это не одно комьюнити, как в случае со спальными районами, — это уже много разных комьюнити. Много разного бизнеса, много креатива, много разных возможностей и перспектив.
Не очень хочется наступить в урбанизм, но отметить стоит: проблема (пост)индустриальных городов — это проблема общения и взаимодействия друг с другом разных комьюнити. Чем, собственно, город отличается от загорода, а, как раз тем, что город — это и есть мультикомьюнити, а загород наоборот — монокомьюнити. Хотя уверены, что через некоторое время эти все монокомьюнити придут к необходимости общения и взаимодействия с другими. А пока проблема некоторых районов, кварталов в городах, как правило, к тому и сводится, что некое монокомьюнити самоизолируется и ни в какую не идет на общение и взаимодействие с другими комьюнити. И их необходимо выковыривать из их панциря самоизоляции.
На основе монокомьюнити бизнес-экономики не строятся. У них достаточно большие проблемы с общением и взаимодействием с другими комьюнити. Зато, у монокомьюнити есть социальная стабильность и некое постоянство. Это очень любопытно. Социальная стабильность приводит к капитализации собственной жизни человека, а различные варианты, пусть и не всегда удачные, открытого и тесного взаимодействия людей друг с другом — к экономическому процветанию целого мира.
Не думаем, что наши рассуждения и наблюдения за обществом и девелопментом территорий пойдут в ключе «что лучше?». То ли креативно-деловые пространства, так как за ними экономическое процветание и будущее всего мира, то ли спальные районы, позволяющие людям без особых усилий капитализировать собственную жизнь. Однозначно, вопрос так не стоит и не будет стоять. Девелоперы всеядны — они могут создавать и то, и другое. Главное, чтобы в обществе были тенденции либо на то, либо на другое, а лучше и на то, и на другое. А всё потому, что в городе никогда не будет социальной стабильности, тишины и спокойствия, а в спальных районах загорода никогда не будет экономического процветания.