Есть в домостроении и девелопменте такой элемент, как «квадратные метры» — дом имеет площадь столько-то квадратных метров, площадь квартиры составляет столько-то квадратных метров, и т.п. Но продуктовость (самостоятельность) у этого элемента отсутствует. Другими словами, сколько бы квадратных метров не производилось, цена им 0 рублей, 00 копеек. Разницы между 1 квадратным метром и 20 млн квадратных метров нет никакой. 0 + 0 = 0. Сколько денег и ресурсов ни вкладывай в производство «квадратных метров», результат всегда будет равен или меньше 0. Несмотря на всю парадоксальность данного явления, оно имеет место быть. С ним ежедневно сталкиваются все домостроители и девелоперы мира. О важности и значении элемента «квадратный метр» на рынке недвижимости можно очень многое сказать.
Начать, пожалуй, стоит с описания того, что действительно имеет ценность в домостроении и девелопменте. В общем виде, ценностью в домостроении и девелопменте территорий обладают только «условия для жизни человека». Эти условия могут быть созданы с нуля (в чистом поле, так сказать), они могут быть результатом переделки/перестройки ранее созданных и т.п.
Таким образом, домостроитель, девелопер, создавая некие условия для жизни человека, создаёт некую ценность для него. Насколько она ценна для человека — другой вопрос. Главное — это прямая связь между «условиями для жизни человека» и ценой (ценностью). По большому счёту, никаких других ценностей в домостроении и девелопменте нет. Если кто-то думает, что может создать в этом направлении какую-нибудь иную ценность для человека, то он глубоко ошибается. «Условия для жизни человека» — единственная ценность, которую возможно произвести в домостроении и девелопменте. В девелопменте территорий эта ценность именуется «локацией» и выражается через инфраструктуру, сервис жизни, бизнес и т.п. В домостроении через, собственно, «дом», который выражается через спальни, ванные комнаты, кухни, гаражи и т.п. Причём, ценность, что локации, что дома появляется именно через собственность на них. Кто ими владеет, тот и обладает их ценностью.
Квадратные же метры не обладают этой ценностью. Если они и имеют некую ценность, то это не их цена — это цена локации и ценность дома — это ценность «условий для жизни». Разные локации, разные дома, т.е. разные «условия для жизни» обладают разной «ценой», но не квадратного метра. Квадратный метр — это расходная часть девелопмента и домостроения, но не элемент прибыли.
Поэтому, когда мы слышим о создании такого-то количества квадратных метров, то в переводе на человеческий язык это означает, что потрачено столько-то денег, столько-то денег, и это совсем не означает, что создана некая ценность, созданы некие «условия для жизни». То есть рынок недвижимости, измеряемый квадратными метрами, а не локациями и домами, является рынком простой траты денег, но не рынком, производящим ценности. Именно, поэтому не стоит инвестировать деньги в квадратные метры. Это вложения в никуда и в ни во что. Деньги, потраченные на квадратные метры, как финансовая система, может быть и способна работать, но только при условии чётких и однозначных социально-политических и экономических гарантиях.
Словом, инвестирование на рынке недвижимости возможно лишь в «условия для жизни» (локации, дома, сервис жизни, бизнес и т.п.), но точно не в квадратные метры. Это очень токсичный и высоко рисковый актив. А инвестирование в «условия для жизни» возможно только путём их приобретения в собственность. Купить локацию, дом, сервис для жизни, бизнес и т.п. Но не некое количество квадратных метров. Если ими и владеть, то всеми сразу, а не некой частью. Если покупаешь дом, то весь, а не некие квадратные метры в нём. Например, если и делать инвестицию в недвижимость через покупку квартиры в многоквартирном доме, то инвестировать, пожалуй, стоит в девелоперскую и управляющую компанию, создавших некую «ценность» («условия для жизни»). Инвестировать стоит в доходную, а не в расходную часть девелоперской и домостроительной деятельности. Квадратные метры — это всегда то, что до 0.