Создание девелоперского продукта всегда ориентируется на повышение социально-экономических характеристик территории. Какими бы они ни были изначально, девелоперский продукт всегда в обязательном порядке должен их повысить. Девелопер всегда “играет” на повышение. Создание девелоперского продукта в точном соответствии с исторически сложившейся социально-экономической ситуацией на территории недопустимо.
Это правило девелоперской деятельности связано в первую очередь с тем, что девелопер всегда продает некие улучшения. В целом, рынок недвижимости построен на создании и продаже каких-либо социально-экономических улучшений территории. Не улучшая характеристики территории, территорию невозможно успешно продать. Какая бы территория не попадала девелоперу в руки по размеру, по социально-экономическим характеристикам, — создание успешного продукта на ее основе всегда начинается с поиска ответа на вопрос: какие и в каком виде улучшения я (девелопер) могу привнести?
Пожалуй, стоит особенно отметить следующий момент: девелопер решает вопрос именно социально-экономических улучшений территории, а не вопрос дешевизны/дороговизны как самой территории, так и продукта, как и вопрос квадратуры продукта не всегда стоит на первом месте. Во всяком случае, квадратура девелоперского продукта не всегда связана со строительными объемами и количеством метров жилья или коммерческих помещений.
Задача девелоперского продукта всегда сводится к улучшению существующей на момент создания социально-экономической ситуации на той или иной территории. Улучшения стоят во главе пирамиды девелоперской деятельности, а какие улучшения в каком виде или формате будут реализованы — зависят от многих факторов.
Первым фактором, который берется во внимание при формулировании тех или иных социально-экономических улучшений, привносимых девелопером на территорию, необходимо назвать цели и задачи территории. Например, одной из целей может быть повышение количества экономически активного населения на территории. В этом случае, улучшения могут быть связаны с созданием на территории условий для ведения того или иного вида бизнеса, которые могут выражаться в создании бизнес-парков, офисных пространств и посадка на это определенных форматов жилья, зон для отдыха и развлечений.
Другой целью можно назвать формирование социально стабильных (устойчивых) территорий, которая может быть реализована через создание тех же самых “спальных районов”. Иными словами, цели территории могут быть разными, соответственно, и способы их достижения также могут быть разными.
Вторым фактором, влияющим на привнесение на территорию тех или иных улучшений, можно назвать общие и локальные тенденции в обществе и мире. Например, под этим можно подразумевать потребность человека в самореализации или потребность в определенных условий для жизни и работы. Так интернет пришел в нашу жизнь серьезно и надолго. Поэтому обеспечение территории хорошими вычислительными характеристиками значительно улучшает территорию. Создание дата-центров и дополнительных энергогенератов является одним из успешных общих трендов в девелоперской деятельности.
Но тренды могут быть и локальными. К ним можно отнести, например, создание объектов транспортной инфраструктуры. Любое повышение плотности дорожной сети автоматически можно считать улучшением социально-экономической характеристики территории.
Третьим фактором, можно назвать помощь обществу для преодоления негативных социально-экономических условий для жизни. В качестве примера можно привести создание определенных условий для жизни молодежи. Так она характеризуется отсутствием больших денежных накоплений и продолжающимся поиском “своего места в обществе”. Поэтому обычные форматы территорий, которые ориентируются на состоявшихся в жизни людей им могут быть либо недоступны, либо неподходящим. В этой связи, девелопер может создать некий продукт, который может улучшить социально-экономическую ситуацию на территории путем создания условий для жизни на ней молодежи. В том же самом ключе можно говорить и о прочих категориях потребителей.
К третьему фактору можно отнести и явление недоступности кредитной линии для покупки того же жилья, что может реализоваться в создании более широкого и более доступного формата арендного жилья.
Но тот же самый третий фактор может быть интерпретирован и в обратном социально-экономическом ключе — отсутствие условий для присутствия на территории богатых и очень богатых людей. Девелопер вполне может улучшить социально-экономические условия через создание возможностей, при которых богатые люди смогут окружить свою жизнь максимальным сервисом и т.п.
В любом случае, девелоперская деятельность непосредственно связана с практически любого рода улучшениями, что делает ее практически бесконечной и способной осуществляться на любых территориях. Но при этом для максимально успешной реализации девелоперского продукта необходимо всегда необходимо максимально четко определиться со списком улучшений и уместностью их реализации.
Например, если общество не имело жилья, в котором присутствует мастер-спальня, то девелоперский продукт стоит создавать с прицелом на создание мастер-спален. Или, если общество “страдает” от роста цен на коммунальные платежи, то девелоперу стоит обратить внимание на этот фактор и создать свой продукт, в котором коммунальные платежи будут минимальными и регулируемыми самими пользователями. И т.д., и т.п.