Основной показатель развития рынка недвижимости — это увеличение площади территорий, приспособленных под ту или иную социально-экономическую деятельность человека. Соответственно, чем большие площади входят в орбиту рынка недвижимости, тем мощнее рынок недвижимости сам по себе. Справедливо и обратное — чем меньшими площадями оперирует рынок недвижимости, тем он и сам меньше, тем он сам слабее.
В свою очередь, мощность или слабость рынка недвижимости — это его влияние, в первую очередь, на национальную экономику. Какую роль в национальной экономике играет рынок недвижимости — важную или нет? И на этот вопрос ответ также лежит в русле площадей территорий, которыми он оперирует. Чем большими территориями оперирует рынок недвижимости, тем более важную роль он играет в национальной экономике.
Словом, с какой бы стороны мы не подходили к рынку недвижимости, мы вынуждены смотреть на то, каким количеством территорий он оперирует, как активно он увеличивает их суммарную площадь? Однако, необходимо отметить, что рынок недвижимости — это не просто сумма не взаимосвязанных друг с другом территорий. Рынок недвижимости — это сумма территорий, находящихся друг с другом в социально-экономическом взаимодействии. Поэтому, под девелопментом рынка недвижимости, что по своей сути равно девелопменту территорий, мы должны подразумевать, именно, увеличение площадей, находящихся в социально-экономическом взаимодействии друг с другом.
Таким образом, самым простым и понятным вариантом включения новых территорий в орбиту интересов рынка недвижимости становится вариант, предполагающий размещение (формирования) на них некой бизнес-среды или просто неких бизнесов. Если та или иная территория начинает принимать активное участие в неких бизнес-процессах, то её однозначно уже можно отнести к сфере интересов рынка недвижимости.
Безусловно, бизнес — это мощное явление, способствующее развитию рынка недвижимости, развитию территорий, но он требует от девелопера, можно сказать, неимоверных усилий и не будет преувеличением — огромных финансовых вливаний. В общем, развивать рынок недвижимости через бизнес идея хорошая, но, увы, далеко не всегда доступная.
Однако, это совсем не значит, что у девелопмента рынка недвижимости нет никаких других вариантов. Они есть. Дело в том, что любой бизнес заходит на новые территории тем проще, дешевле и в разы эффективнее, чем больше людей на этих территориях проживает. Соответственно, девелопмент ранее не застроенных территорий, очень часто сводится к тому, что он решает вопрос того, как и каким образом сначала заселить их, а потом уже переходит к решению вопроса привлечения на них тех или иных видов бизнеса.
Заселить ранее не застроенную территорию людьми — не такая уж непосильная задача для девелопмента. И она не относится к каким-либо секретным, известным лишь весьма узкому кругу лиц, кейсам нашего мира. Это вполне широко распространённая в мире практика. И сводится эта задача к тому, что заселение ранее не застроенной территории людьми, реализуется через социализацию этих самых территорий. То есть, люди готовы заселить ранее не застроенную территорию, если она, эта самая территория, представляет из себя некое общественное решение. Другими словами, способствует общественному благополучию, которое, в свою очередь, реализуется по принципу: от настоящего к будущему — от нынешнего поколения к будущим.