Домостроительный бизнес – это бизнес на менеджменте строительных решений и процессов. Девелоперский бизнес – это бизнес на социально-экономическом функционировании территории — на территории, как на потребителе инженерно-инфраструктурных, общественных, социальных и коммерческих решений.
Иными словами, девелоперский бизнес интересуют те и такие решения, которые можно продать сразу и практически одновременно, если не бесконечному количеству людей, то, по крайней мере, достаточно большому их числу. В идеальных условиях, то или иное девелоперское решение должно продаваться людям не единожды, а многократно. А такими решениями, как раз, и являются инженерно-инфраструктурные, общественные, социальные и коммерческие решения.
Именно, по этой причине домостроение, хоть и является важным элементом девелоперского бизнеса, но не оно становится условием социально-экономической эффективности, стабильности и перспективности территории. На последнее влияют совсем другие причины, или, лучше сказать, другие решения из несколько другой области.
Глобально, за социально-экономическую эффективность любой территории отвечает бизнес. Его присутствие пусть даже не на самой территории, а лишь по-соседству с ней, способно обеспечить её развитие и процветание. Как и любой вариант ухода бизнеса с территории, исключительно, отрицательно сказывается на ней. Поэтому правы те девелоперы территорий, которые не просто используют в своих интересах уже присутствующий бизнес, но и способствуют его появлению на территории.
Любому бизнесу нужны потребители торгуемого, производимого им товара или услуги. В некоторой степени, этот вопрос способно решить домостроение. Чем больше единиц жилья расположено на той или иной территории, тем будет больше потребителей, необходимых для бизнеса. Однако, как показывает современная девелоперская практика, в лоб эта система не работает. Большое количество единиц жилья не приводит автоматически к социально-экономической эффективности территории. Фавеллы и гетто яркий тому пример. А всё из-за того, что между единицами жилья и бизнесом довольно часто выпускается весьма значимый связующий элемент.
За присутствие и успешное функционирование на той или иной территории, как жилья самого по себе, так и бизнеса отвечает ничто иное, как решения, отвечающие за отдых и развлечения человека. По большому счёту, можно сказать, что, в целом, человек предпочитает только те решения, которые в той или иной степени предполагают возможность отдыха и развлечений. В связи с чем, многие девелоперские решения в отношении тех или иных территорий, фактически, сводятся к тому, чтобы создать возможность для отдыха и развлечений человека, чтобы, через такие решения связать бизнес и жильё.
Да, бизнес предпочитает в качестве потребителя человека даже не работающего, а человека отдыхающего и развлекающегося. И не потому, что бизнес собирается делать деньги на отдыхе и развлечениях, что вполне возможно и весьма перспективно, а всего лишь потому, что отдых и развлечения являются для человека одной из важных сфер потребления. Другими словами, именно, отдых и развлечения делают из человека потребителя. А потребитель – это важная категория любого бизнеса.
Вот и получается, чтобы продать территорию человеку, чтобы на ней присутствовал и развивался бизнес, её просто необходимо снабжать решениями в области отдыха и развлечений. Более того, отдых и развлечения, как территориальные решения, не надо обуславливать никакими другими решениями. Скорее, наоборот, они обуславливают другие решения. Они обуславливают существование жилья, бизнеса и т.п. Это особенно важно и интересно, когда девелопер создаёт территорию с нуля, как говориться, в чистом поле.
Вполне ясно и понятно, что продажа территории только на основе домостроения, когда жильё является единственным его решением, не блещет эффективностью и успешностью. Мало, кто из людей покупает жильё ради жилья. Мало, кто из людей покупает жильё ради того или иного домостроительного бизнеса. Большая эффективность в продаже жилья достигается через продажу территории, которая имеет решения в области отдыха развлечений.
То же самое касается и обеспечения бизнеса недвижимостью. Бизнес, просто ради недвижимости, не будет присутствовать на территории. Он с большей охотой будет присутствовать и развиваться там, где недвижимость реализована в связке с решениями в области отдыха и развлечений. И не только потому, что на этом можно делать бизнес. А потому, что потребление отдыха и развлечений формирует более широкого или, лучше сказать, глобального потребителя.
Для реализации решений в области отдыха и развлечений, девелоперу далеко не всегда необходимо прибегать к услугам домостроительного бизнеса. Для создания этих решений совсем не обязательно что-то строить. Довольно часто, эти решения реализуются девелопером в ландшафтном формате. Как правило, под отдыхом и развлечениями девелоперы подразумевают некие положительные эмоционально-физические впечатления.
Девелоперский бизнес основан на продаже инженерно-инфраструктурных, общественных, социальных и коммерческих решений. И все эти решения, пожалуй, за исключением первого, основываются в первую очередь на решениях, связанных со сферой отдыха и развлечений.