Помнится, одно время, года два-три тому назад в профессиональной сфере специалистов по недвижимости, среди девелоперов, застройщиков, риэлторов и брокеров активно обсуждалась тема высокого спроса на аренду недвижимости. Некоторые из них даже брали на себя смелость утверждать, что эпоха собственности на недвижимость ушла в прошлое и теперь все современные потребители и все последующие за ними поколения людей поголовно в едином порыве откажутся от собственности на недвижимость и перейдут к ее аренде.
Безусловно, собственность на объект недвижимости, прежде всего жилой, никуда не исчезнет, люди будут продолжать стремиться купить себе жилье в собственность. В первую очередь, это будет касаться индивидуальных домов, а не квартир. Свой собственный дом уже на протяжении многих веков остается, пожалуй, единственным вариантом капитализации жизни человека. По наличию в собственности у человека дома общество будет судить о его социально-экономических достижениях за весь период жизни. Но между тем, аренда недвижимости в последнее время действительно активизировалась и необходимо констатировать, что этот формат использования недвижимости стал очень популярным.
И эта популярность никоим образом не связана с тем, что человек не может приобрести себе в собственность дом (недоступность ипотеки, низкие заработки, отсутствие на рынке предложений). Скорее наоборот, у людей стало гораздо больше денег, чем их было у предыдущих поколений. Деньги стали более доступными. И как раз именно это обстоятельство подстегнуло многих к аренде недвижимости. Аренда недвижимости возникает только тогда и только там, где присутствует активное социально-экономическое развитие территорий. На депрессивных, стагнирующих территориях ее практически нет — люди стараются приобрести недвижимость сразу в собственность.
Словом, аренда вошла в жизнь девелоперов и застройщиков несколько резко и однозначно. И с ней необходимо учиться дружить, учиться использовать ее возможности в своих интересах и интересах людей, общества. И, в первую очередь, это касается искусства конкуренции среди девелоперов, застройщиков на рынке аренды недвижимости. На чем она основана? Рынком каких достижений и свершений она является? К чему стремится девелоперу и застройщику, чтобы быть интересным и востребованным среди людей и общества?
В связи с тем, что аренда недвижимости никак не связана с отсутствием у людей денег на приобретение недвижимости в собственность, а совсем наоборот — с присутствием у людей денег в предостаточном количестве, соответственно, фактом самого по себе наличия некое объекта недвижимости не обойтись. Девелоперу с застройщиком необходимо то и в таком виде, что отличало бы его объект недвижимости от прочих — некая изюминка, некие свойства, характеристики. Причем эти самые свойства крайне желательно должны быть уникальными и особенно не привязанными к определенной местности. И этой самой уникальностью является человек сам по себе. В контексте нашего разговора — девелопер или застройщик. Какую уникальность они могут дать людям, обществу? Сервис жизни в самом широком и разнообразном смысле этого понятия. Как человек сам по себе уникален, так и то, что он дает другим людям и обществу тоже является уникальным.
Например, на многих интернет-платформах присутствует еще большее количество самого разнообразного контента, который лишь на первый взгляд является одинаковым и однообразным. В действительности, он весь разный, так как за его созданием стоят абсолютно разные люди. Вот и девелоперы с застройщиками лишь кажется, что занимаются одним и тем же, — создают абсолютно одинаковый продукт. Но это лишь кажется. Каждый девелопер и застройщик в некотором смысле личности, поэтому они не могут создавать одинаковую продукцию. Вот и в аренде недвижимости можно увидеть тоже самое.
Конкуренция среди девелоперов, застройщиков, можно сказать, строится на том же самом принципе, что строится конкуренция между теми же блогерами — идет борьба за внимание к продукту, к его положительным качествам. А в сфере недвижимости это достигается именно через организацию сервиса жизни. Когда человек собирается арендовать недвижимость его потребительские навыки обостряются во много раз. К слову, у человека, приобретающего недвижимость в собственность, потребительские навыки не так сильно обостряются, как у человека, собирающегося арендовать недвижимость. Вот с этим обострением потребительских навыков, оценок, прочих суждений и приходится сталкиваться девелоперу с застройщиком.
В некотором смысле, можно сказать, что аренда недвижимости заставляет девелоперов и застройщиков более щепетильно относиться к своему продукту — заставляет их развиваться, самосовершенствоваться, а вслед за этим и развивать, и совершенствовать свою продукцию. Но не надо путать этот вектор развития со стремлением к перфекционизму. Идеал не достижим, как к нему ни стремись. Идеал подобен горизонту, который никогда и никем не был достигнут. Поэтому говорить о совершенствовании того же качества строительства не приходится. Словом, опять возвращаемся к сервису жизни — определенному набору потребительских свойств объекта недвижимости, которые формулирует, воплощает жизнь девелопер и застройщик.
Таким образом, аренду недвижимости можно сравнить с развитием и совершенствованием всей отрасли девелопмента и домостроения. Она держит ее в постоянном хорошем тонусе. Она не дает девелоперам и застройщикам расслабиться. А в итоге в выигрышном положении оказывается арендатор — у него появляется больше возможностей сравнивать объекты недвижимости и выбирать те из них, которые лучше всего отвечают его потребительским симпатиям. И всего лишь из-за того, что сервис жизни, предоставляемый девелопером, или застройщиком может быть разным и соответствовать разным потребительским вкусам.