Как в любом виде бизнеса, так и в девелопменте, так и в домостроении очень важно определить потребителя для создаваемых продуктов или услуг. Т.е. важно понять, кем является потребитель и уже на основе этого создавать и развивать сам продукт или услугу. Так сложилась судьба отечественного рынка недвижимости: потребители в большей степени ассоциируются у девелоперов и домостроителей, как, собственно, и у риэлторов с людьми или некими организациями. В то время как между людьми, организациями и потребителями очень большая разница.
В последнее время, всё чаще и чаще отечественные девелоперы и домостроители стали употреблять слова «продукт» или «сервис» в отношении того, чем они занимаются . Эти слова имеют непосредственное отношение к потребителю. Не обращая внимание на тавтологическое звучание, но потребители, действительно, потребляют продукты и сервисы. Они создаются именно для них.
Так , кто такие потребители? Почему весь мировой бизнес, включая девелоперов и домостроителей, на них работает? И чем они отличаются от просто людей или просто неких организаций?
В целом и общем, можно сказать, что потребитель – это некий субъект экономических отношений, характеризуемый наличием у него некоторых проблем, задач, которые требуют своих решений. В то время как , если брать просто человека, то у него проблем и задач нет. У него есть только желания. В отличии от человека, потребитель более конкретен и понятен. А человек, если так можно сказать, витает в облаках.
Желания трудно описать и зафиксировать. Они могут постоянно меняться вплоть до их разворота на 180 градусов. Проблемы и задачи потребителей более чёткие и более постоянны. Даже если сам потребитель не может их чётко сформулировать или описать, то это не значит, что их не существует. По большому счёту, любой бизнес в мире строится , именно , на этом: выявление потребительских проблем и задач и формировании предложений по их решению. В конкурентной борьбе выигрывает как тот, кто смог выявить потребительские проблемы и задачи, и те, кто смог предложить потребителям наиболее эффективные варианты решения их проблем и задач.
На осуществлении желаний человека, увы, бизнесы не строятся. Желания человека – слишком абстрактная категория. Тем более, у разных людей редко совпадают желания. В то время как многих и многих потребителей очень даже легко объединить одним и тем же списком проблем и задач. Осуществление желаний человека – очень дорогостоящее мероприятие. Он редко, можно сказать, что никогда не вписывается в финансовые возможности человека. Желания человека очень редко соотносятся с его возможностями.
Решения же потребительских проблем и задач можно осуществлять при разных уровнях финансового достатка потребителя. Да, решения будут зависеть от уровня финансового достатка, но при этом они в любом случае будут являться всё теми же самыми решениями. В чём — то они будут более эффективными, а в чём — то менее эффективными.
Как в девелопменте, так и в домостроении необходимо с самого начала выявить круг проблем и задач, которые необходимо решить. И уже потом начать объединять потребителей на основе предлагаемых решений для этих самых проблем и задач. Например, в домостроении есть одна самая главная проблема: отсутствие земельных участков, подготовленных как для ведения строительной деятельности, так и условий, позволяющих построенному на земельном участке дому функционировать максимально эффективно и в рамках закона . Эту проблему домостроителей девелопмент превратил для себя в задачу, которую и решает.
По сути, домостроители с этой проблемой и являются для девелоперов потребителями их продукта . Девелоперы создают земельные участки, на которых домостроители могли бы осуществлять свою строительную деятельность . Земельных участков, на которых домостроитель мог бы осуществлять свою строительную деятельность не так уж много. Земли в физическом смысле на нашей планете много, а вот земельных участков, на которых можно было бы осуществлять домостроительную деятельность значительно меньше. Девелопмент призван решать эту потребительскую задачу.
Возьмём, например, самих строителей. У человека есть проблема : отсутствие собственного (индивидуального) жилого пространства или территории для частной (приватной) жизни. Многие домостроители мира взяли эту проблему себе в задачу и осуществляют разные варианты её решения. В зависимости от разных территориальных и финансовых обстоятельств они создают разные решения для одной и той же потребительской проблемы. Абсолютно все индивидуальные жилые пространства в мире можно объединить только этим условием или обстоятельством. Они все являются разными решениями одной и той же потребительской проблемы.
Таким образом, потребитель со своими проблемами и задачами появился в рамках экономической деятельности не случайно. Реализовывать желания человека – очень трудный и крайне неэффективный вариант экономической деятельности. Выявление потребительских проблем и задач, поиск и реализация их решений уже много кратно подтвердили и продолжают подтверждать свою экономическую эффективность.