Любое жильё – это основная часть бэкграунда человека. Оно формирует базу для его социально- экономической деятельности. Поэтому, чем более лучшие условия оно ему предоставляет, тем активнее и эффективнее человеческая социально-экономическая деятельность. Это то, к чему стремятся многие люди, и то, что без сформированных на хорошем уровне условий жизни осуществить очень трудно.
Чем запомнился прошедший 2020 год людям во всём мире? Он запомнился им прежде всего вынужденной самоизоляцией. Огромное количество людей оказалось запертыми в своём жилье. Большая их часть оказалось запертыми в квартирах, которые в российской действительности имеют не очень большой размер.
Люди начали с нетерпением ждать снятия ограничений на перемещения. Их снятие необходимо им даже не для того, чтобы снова выйти в офисы, начать посещать общественные мероприятия или поскорее отправить детей в школу. Снятие ограничений им необходимо только для того, чтобы иметь возможность выйти из квартиры. Ощущать себя арестантом никто не хотел и не будет хотеть.
Пандемия covid-19 вскрыла проблему бэкграунда современного человека. Она актуализировала вопрос качества жилой среды человека – в каких условиях он живёт и работает? Что из себя представляет его жилое пространство?
Да, рынок труда очень быстро адаптировался к самоизоляции людей благодаря возможностям, предоставляемым на сегодня современными интернет коммуникациям. Торговый сектор экономики также очень быстро перестроился на онлайн-форматы. Но произошла ли такая же стремительная перестройка, переформатирование жилья? Нет. Этого не произошло. Каким жильё было, таким и остаётся по сей день.
Российское жильё, фактически, представлено только одним форматом – квартирой в многоэтажном доме. Об этом свидетельствует и весенний ажиотаж на рынке загородной недвижимости. Представленные на нём предложения, очень быстро закончились. Случился жёсткий дефицит предложений.
Почему люди вдруг в одночасье решили покинуть свои квартиры? Куда они все побежали из своих городских квартир? Они побежали за лучшими условиями жизни. Если пандемию cоvid-19 нельзя отменить, проигнорировать, то необходимо создать приемлемый бэкграунд, при котором любые катаклизмы, как локального, так и глобального масштаба переносились бы не так тяжело, в условиях максимально приближенных к нормальным.
На роль лучших условий для жизни большинство людей не только в России, но и в мире выбрали индивидуальные дома. В 2020 году продажи и аренда индивидуальных домов начали стремительно расти. Эта тенденция очень быстро набрала высокие обороты. В США она вылилась в рост цен на пиломатериалы, применяемые в домостроении, и резкое подорожание индивидуальных домов, как на первичном, так и на вторичных рынках. А вот в России она привела к тому, что спрос окончательно перестал соотносится с предложениями. Он его сильно обогнал. На российском рынке сложилась несбалансированная ситуация. И тот, кто в этих условиях возьмёт в свои руки вопрос выравнивания ситуации между спросом и предложением сможет занять большую часть рынка.
Почему люди считают индивидуальные дома лучшим вариантом для создания «идеальных» условий для своей жизни? Этому явлению есть вполне конкретное объяснение: они реализуют идею большого индивидуального (независимого) жилого пространства. Большинство людей стремятся её реализовать в течении своей жизни. Но в силу тех или иных жизненных обстоятельств, некоторые из них либо отказываются от её реализации, либо соглашаются на какие-либо
компромиссные варианты. При этом, сама по себе идея никуда не исчезает. Она продолжает двигать людьми. Поэтому, многие люди кинулись с началом введения карантинных мер загород, и это не смотря на пустоту этого сегмента жилья в России. В США люди поехали из Сан-Франциско на просторы Техаса. Какое поведение у человека в стрессовой ситуации, таковым он и является в действительности. Ради индивидуального (независимого) жилого пространства, к слову, люди могут отказываться от многих благ современного города. Об этом говорит вся современная история российского загородного индивидуального домостроения. Следует отметить существенную роль в положительном восприятии людьми индивидуального жилого дома – это наличие собственной придомовой территории (передний двор, задний двор, внутренний двор). Наличие этого элемента в составе индивидуального жилого пространства говорит людям о его размерах. Насколько оно велико? Они стремятся выбрать именно то, что больше.
Российскому рынку малоэтажного домостроения на сегодняшний день, по большому счёту, не хватает только одного: ликвидных девелоперских продуктов. В России, малоэтажка существует уже более 30 лет. У неё были взлёты, связанные с ростом стоимости нефти, были падения, когда стоимость нефти замедляла свой рост. Но она так и не смогла, с точки зрения инвестиционной привлекательности, добиться хороших результатов. Для большинства инвесторов она продолжает оставаться terra incognita. И только пандемии covid-19 обратила их взгляд на малоэтажку. Оказывается, у потребителей есть большой к ней интерес. И он связан с их образом мыслей, с их идеями и стремлениями. Карантин их только проявил, а не создал на пустом месте.
Да, в России уже больше 30 лет строят малоэтажные и индивидуальные дома. При этом, положительных результатов не так много. Это связано с отсутствием в этом технологическом процессе очень важного звена: девелопера. Он формирует условия для строительства малоэтажки, которыми потом пользуются строители. Без предварительно созданных условий у строителя ничего хорошего не может получиться. Это как пытаться строить дома без фундамента. Что, собственно, мы и можем наблюдать в современной домостроительной практике в России. Дома на столбах в чистом поле.
Российскому малоэтажному и индивидуальному жилому домостроению очень сильно необходимы девелоперы, девелоперские компании. Без них этот очень сильно востребованный формат не сможет реализоваться. Большие деньги, которые он может давать ежегодно проходят мимо и уходят в никуда.