Пандемия covid-19 оставила, пожалуй, только три вида недвижимости: жильё, склады, производства. Остальные виды недвижимости, можно сказать, лишились своего самостоятельного статуса и стали вариантами оставшихся. Ритейл-помещения стали вариантом складской недвижимости. Гостиницы и офисы стали вариантом жилой недвижимости.
В этих обстоятельствах огромное значение приобрела логистика: доступность для человека различных товаров и услуг вне зависимости от их места производства и вне зависимости от местонахождения самого человека. А так как девелопмент занимается территориальным развитием, то логистика оказалась ещё более тесно связанной с девелопментом. Собственно, и раньше, до пандемии covid-19, девелопмент находился в тесной связи с логистикой товаров и услуг, просто в настоящем это взаимодействие стало ещё более тесным, актуальным и явным. Можно даже сказать, что девелопмент всегда базировался в своей деятельности на логистике товаров и услуг. Он всегда был обязан её обеспечивать и никоем образом ей не противоречить. Именно, поэтому при девелопменте территорий огромное и ключевое значение имеет автомобильный транспорт, с помощью которого и осуществляется логистика товаров и услуг.
В современной России, как в отношении городского девелопмента, так и в отношении загородного девелопмента можно часто встретить урбанистические идеи, связанные с наполнением жизни человека разными социальными и экономическими инфраструктурными объектами по месту его жизнедеятельности, отказу от автомобильного транспорта. Словом, урбанистические идеи, приводящие человека к глубоко локализированной жизни. В результате которых, человеку прописывается существование на ограниченной территории, как в некой резервации. Следует сказать, что эти урбанистические идеи вступают в противоречие с девелопментом. Они противоречат идее территориального развития. Поэтому, к ним стоит относится с большой настороженностью.
Наполнение местожительства человека разными инфраструктурными элементами – дорогостоящее и не всегда оправданное занятие. В этой связи, принципы логистики товаров и услуг, особенно, из-за событий последнего времени выглядит более интересным и приемлемым, как с социальной, так и с экономической точки зрения. Причём, логистика товаров и услуг может предполагать как, непосредственно, доставку последних по адресу местопребывания человека, так и в обратном порядке – доставку человека к месту их нахождения. Современный девелопмент территорий ориентируется на логистику товаров и услуг в обоих вариантах её существования.
Если раньше девелопмент территорий предполагал, по большей части, доставку человека к необходимым для него товарам и услугам, то в последнее время пропорция в этой логистике сместилась в пользу доставки товаров и услуг по месту нахождения человека. Как в допандемическом мире, так и в постпандемическом логистика товаров и услуг продолжает оставаться ключевым элементом девелопмента территорий.
Благодаря логистической направленности девелопмента, последний способен развивать территории более эффективным способом. Логистика товаров и услуг делает возможным приспосабливать для жизни человека гораздо большие территории, чем наполнение конкретной локации всей необходимой для жизни человека социальной и экономической инфраструктурой. При логистической направленности девелопмента, охват территории гораздо выше, чем при попытке решить локальные инфраструктурные вопросы жизни человека. А социальная и экономическая жизнь территории является более стабильной, и, соответственно, более успешной.
В связи с этим, когда девелопер приступает к развитию любой территории, его главной задачей становится включение развиваемой территории в общую систему логистики товаров и услуг. Иначе говоря, девелопер занимается тем, что формирует на территории условия для беспрепятственной логистики товаров и услуг. Любой проект в области девелопмента будет тем успешней, чем эффективней на территории осуществляется логистика товаров и услуг. Любая оторванность и изолированность территорий от общей системы логистики товаров и услуг всегда будет играть против этой территории.