В домостроительном бизнесе важно многое, но, пожалуй, самым важным является то, как он взаимодействует с рынком недвижимости. Дело в том, что рынок недвижимости не является чем-то цельным и монолитным. Когда мы говорим, например, даже о национальном рынке недвижимости, то мы не можем подразумевать под ним что-то однородное. Мы должны говорить о нём как о лоскутном одеяле пэчворке.
Даже национальный рынок недвижимости состоит из набора особенных территорий (локаций). Да, они все входят в границы одного национального рынка недвижимости, но они все разные. Их отличают друг от друга не столько климатические и прочие физические особенности, сколько социально-экономические особенности. И, именно, социально-экономические особенности той или иной территории определяют специфические черты как девелопмента территории в целом, так и домостроительного бизнеса в частности.
Поэтому, долгое и успешное существование домостроительного бизнеса сводится не к харизме его владельца, не владению неким набором уникальных технологических решений, а к, всего лишь навсего, к его умению адаптироваться и приспосабливаться к конкретным социально-экономическим обстоятельствам той или иной территории, то есть к локальной специфике рынка недвижимости. Во многом, именно, локальная социально-экономическая специфика некой территории, а не весь национальный рынок недвижимости в целом, оказывают существенное влияние на специфику домостроительного бизнеса.
Таким образом, одной из важных черт домостроительного бизнеса можно назвать его адаптивность к локальным социально-экономическим условиям. С высокой долей вероятности можно утверждать, что домостроительный бизнес, игнорирующий локальные социально-экономические особенности территории, проявляя к ним низкую адаптивность не сможет существовать долго и, тем более, успешно. В связи с чем, вполне закономерен вопрос: как и каким образом домостроительный бизнес может адаптироваться к столь разношёрстной, и многотипичной специфике рынка недвижимости?
Адаптивность домостроительного бизнеса, по большому счёту, сводится к его способности соответствовать любой локальной специфике рынка недвижимости без технологических изменений производственных процессов. Что, например, выражается в способности производить любые дома, как по площади, как по архитектурно-планировочной конфигурации, так и в любом прочем качественно-количественном измерении. Другими словами, из одного и тоже набора материалов и технологических решений, домостроительный бизнес должен быть способным произвести любой продукт в соответствии с той или иной локальной социально-экономической спецификой территории. Не навязать территории свой продукт, а адаптировать его к ней.
Как бы это странно не прозвучало, но данный тип адаптации домостроительного бизнеса становится возможным, если последний имеет прочную и непосредственную связь со складами и логистикой. То есть, склад, как элемент даже не рынка недвижимости, а, именно, как элемент домостроительного бизнеса является в данном случае ничем иным, как тем самым адаптивным буфером между локальной спецификой территории и продуктом домостроительного бизнеса.
Более того, когда домостроительный бизнес имеет в своём составе взаимодействие со складскими пространствами, он получает возможность не работать с колёс, как это часто случается в случае его взаимодействия с заводским домостроительным производством. Склады и логистика позволяет делать ему определённые запасы необходимых для создания домов материалов. Распределять их по разным территориям и иметь к ним постоянный доступ. Передвигаться по разным территориям не прибегая к необходимости формирования локальных производственных процессов. И, что является, самым важным работать в привычном (отточенном) технологическом ключе, но с учётом локальной специфики территории.
Единственное ограничение, которое накладывает логистически-складской комплекс на домостроительный бизнес — это использование тех и таких материалов, тех и таких технологических решений, которые можно не только легко перемещать не прибегая к решению специфических задач, но и которые можно накапливать и хранить неопределённый срок.
Действительно, рынок недвижимости в один момент времени может находится на спаде и домостроительному бизнесу придётся это учитывать. В другой момент времени — он может начать рост и, вновь. домостроительному рынку придётся адаптироваться уже к этой специфике. А времени на серьёзную адаптацию, что в одну, что в другую сторону нет и не будет. Необходимо решение по материалам и технологическим решениям, которые дают возможность моментальной адаптации к любой локальной специфике территории. И это решение — логистически-складской комплекс.
Если смотреть на рынок недвижимости глобально по отраслям и направлениям, то можно однозначно утверждать, что не только потребительский бизнес и е-com заинтересованы в развитии логистически-складских комплексов, но и домостроительный бизнес. Последний развивается, масштабируется (адаптируется) гораздо эффективней через логистически-складские комплексы, чем через крупноузловые заводы.