Есть у девелопмента территорий одна проблема — он так, или иначе всегда имеет дело с уже застроенными территориями — с уже сложившимися и устоявшимися комьюнити, которые за редким исключением одобрительно относятся к девелоперским инициативам в отношении их расширения и модернизации. Если взять, например, жилые районы, то местные жители вряд ли обрадуются новым строительным проектам у них под боком, или прочим видам деятельности, нарушающим их, сложившийся годами, уклад и ритм жизни.
Именно, такие конфликтные взаимоотношения между девелоперами территорий и устоявшимися комьюнити лежат в основе общественного, отчасти, популистского восприятия девелоперов и застройщиков. Это те самые люди и организации, которые нарушают сложившийся комфортный и благополучный уклад жизни на территории — нарушают общественное пространство. Отчасти, такое восприятие девелоперской деятельности можно принять и понять, но оно, в любом случае, не может отменить социально-экономической необходимости в девелопменте новых и модернизации ранее застроенных территорий. Мир не стоит на одном месте — он находится в постоянном движении — ему свойственно развитие, хотим мы того или нет.
В этой связи, в том числе, и по причине конфликтности девелоперской деятельности и сложившихся комьюнити, рынок недвижимости выбрал для себя, пожалуй, самую оптимальную стратегию своего развития. Он, в подавляющем количестве случаев, не лезет на рожон и старается не вступать в конфликт со сложившимися комьюнити — он предпочитает создавать новые. Да, сложившиеся комьюнити, живут своей жизнью, а девелоперы территорий и застройщики создают новые.
Это явление, наверное, также можно отнести к ряду других явлений, которыми объясняется предпочтение рынка недвижимости развиваться не качественно, а количественно. Локальные сложившиеся комьюнити провоцируют и девелоперов территорий, и застройщиков осваивать новые территории, а не заниматься их развитием и модернизацией.
Так, у девелоперов территорий и застройщиков сформировалась определённая парадигма действий — развивать окраины, уходить в загород, — создавать новые локации. Безусловно, она никак не отрицает необходимость модернизировать и развивать сложившиеся комьюнити, просто, из-за конфликтности и забюрократизированности последнего, часто, выбирается более простой путь. Хотя, и он далеко не простой.
Собственно, какой-такой уникальностью обладает девелопмент пригорода и загорода? А такой, что, зачастую, во избежании конфликтных ситуаций со сложившимися локальными условиями жизни, легче и проще создавать новые локации. На пустом не застроенном поле нет ещё сложившегося уклада жизни. Его-то и создаёт девелопер территорий. А это значит, что нет никаких общественных территориальных конфликтов. Чем получать в свой адрес постоянные упрёки о разрушении уже сформировавшейся территории, или об уродовании архитектурного исторического наследия территории, лучше уйти в пригород или даже загород — начинать свои продукты с нуля.
Через эту парадигму действий девелоперов территорий и застройщиков, через конфликт с ними ранее застроенных территорий очень многое можно объяснить. Например, почему девелоперы именуют свою продукцию (районом) посёлком, почему они дают часто весьма странные и абстрактные названия новым районам (посёлкам)? Всего лишь из-за того, что они стараются не трогать уже сложившиеся территории. Для девелопера легче и проще создать новый район (посёлок) со странным или очень пафосным названием, чем заниматься модернизацией исторических поселений людей.
В заключении, необходимо также отметить, что новые посёлки (районы), однозначно, будут проигрывать уже сложившимся поселениям по благоустроенности и настроенности жизни. Поэтому, собственно, девелоперы территорий вынуждены уделять огромное внимание общественным решениям. Иначе, их новое всегда будет идти вторым номером за историческими поселениями в общественном восприятии. Надо менять эту очередность. Её можно поменять, исключительно, через общественные решения и выход на бизнес.