Девелопмент территорий, как самостоятельный бизнес, возник, как ответ на потребность строительных компаний в большом (нескончаемом) количестве участков под застройку. И если возникают какие-либо проблемы у строительных компаний, то все они, как правило, сводятся к нехватке земельных участков под застройку. Даже проблема нехватки или дороговизны строительных материалов не так сильно напрягает застройщиков, как нехватка земельных участков.
С одной стороны, земельные участки вроде бы есть в физическом смысле. Пустошей, неиспользуемых сельхозугодий пруд пруди, но с другой — кто бы позволил их застроить? Да, ещё не просто застроить, а застроить таким образом, чтобы получить, не то чтобы максимальную плотность застройки, а чтобы получить возможность выйти на некоторые общественные решения.
Дело в том, что любые территории хорошо продаются на рынке недвижимости, именно, как общественные решения, а не как набор мало чем связанных друг с другом (разве что общей дорогой) частных решений. К тому же, от общественных решений к бизнес решениям — один шаг. А этого, как раз, и жаждет любой рынок недвижимости — выходы на бизнес — обеспечение бизнеса недвижимостью и людьми (потребителями). К слову, каждый человек ощущает себя гораздо спокойней и комфортабельней, когда его жизнь окружена заботой и вниманием со стороны многочисленных бизнесов.
И во всём этом, если можно так выразиться, девелопмент территорий, как самостоятельный бизнес, ожидает небольшая/большая проблема. Всё зависит от того, каким количеством земли (размер локации) он оперирует. Маленьким клочком земли — маленькая проблема, может, даже и незаметная. Большим участком земли — большая проблема, которую сразу видно. Общественные решения требуют организации и управления.
Безусловно, многие общественные решения на многих территориях формировались исторически. На формирование их организации и управления потребовалась не одна сотня лет. С тех пор, это процесс забюрократизировался и оброс многочисленными административными потребностями, которые легли на плечи собственников земельных участков. Общественные решения стали само собой разумеющимися явлением.
Но, когда появился девелопмент территорий, когда застройщики вопиют о нехватке земельных участков и требуют увеличения их количества — не размера, а, именно, количества, когда бизнес, иногда, просто не успевает развиваться и множится в том же самом темпе, как девелопер формирует новые земельные участки под застройку — нет времени и на формирование с организацией в исторической перспективе общественных решений. Общественные решения обязаны, в этом случае, формироваться одновременно с формированием земельных участков под застройку. Общественные решения — это суть и маркетинг девелоперского бизнеса.
Таким образом, девелопмент территорий, начав с обеспечения застройщиков земельными участками, и не оставив этого делать, вынужденно, сформировал ещё один вид бизнеса — управление территорией. Безусловно, говоря об управлении территорией, не имеется в виду замещение муниципальных властей девелоперской управляющей компанией — вовсе нет. В этом случае, имеется в виду лишь наполнение жизни местных жителей бизнесом. Бизнесом, без которого их жизнь в данной локации будет не столь комфортной и безопасной. Бизнесом, который организует их жизнь, но не в рамках частных решений, а, именно, исключительно, в рамках общественных.
Частные решения формируются, как правило, очень быстро и без особых проблем. Проблемы появляются, когда начинают формироваться общественные решения. Поэтому, самым быстрым и самым эффективным способом их избежать становится бизнес по управлению территорией.