Очень интересно устроен человек — он покупает не то, что хочет, а то, что есть. Вот и в девелопменте с домостроением все точно также. Человек отталкивается от существующих предложений на рынке недвижимости. И уже отталкиваясь от них, он делает далеко идущие выводы о том, что ему нравится или не нравится, что он купит, а что он даже не собирается рассматривать для покупки.
Как ни крутись, но все начинается с предложения. И в девелопменте с домостроением тоже. Чтобы понять отношение человека к дому, поселку необходимо вначале предложить ему выбор домов, поселков — посмотреть на реакцию человека. На что он согласится? И как показывает мировая практика девелопмента и домостроения, человек может согласиться на очень многое. Это странно и вместе с тем удивительно. Значит, желания человека, его представления о прекрасном или идеальном не имеют значения. Но значение имеет выбор. И, в первую очередь, человек ориентируется именно на него. Человек — сущность выбирающая, а не мечтающая или желающая. Пожалуй, самое страшное в человеческом сознании — это не способность стремиться к прекрасному или идеальному, а не иметь возможности выбирать.
На этом свойстве человека, как покупателя, как потребителя товаров и услуг и построена вся современная экономика. Не закрыть какую-то его потребность в духе того, что у человека уже есть автомобиль, телевизор, смартфон, квартира, дом и, поэтому, ему уже ничего из вышеперечисленного не надо. А с производством нового можно подождать, пока не появится новая потребность. Нет. Современная экономика действует на основе возможности выбирать. Именно, возможность выбора двигает человека в направлении совершенствования своей жизни, а производителей различных товаров и услуг стимулирует заниматься постоянным производством.
Можно ли сказать, что домов, квартир, поселков, мест для отдыха, развлечений, отелей, гостиниц уже достаточно? Отвечая на этот вопрос, надо смотреть на возможность выбора. Есть ли у человека возможность выбора или он существует в векторе распределения “каждому по возможности, каждому по потребности”? Может ли человек выйти на открытый рынок недвижимости и начать выбирать? И если выбор широк и многогранен, то только в этом случае можно говорить о том, что объектов недвижимости достаточно. Но тут же возникает другая сторона это вопроса: а из чего выбирать? Является ли выбор реальным или фейковым?
И тут, при ответе уже на этот вопрос, в частности, у девелопмента и домостроения, могут возникнуть некоторые проблемы. В чем суть реального, а не фейкового выбора дома, поселка, гостиницы, отеля? А суть заключается в том, что реальный выбор дома, поселка, гостиницы, отеля строится не на разнообразии последних. Он, как раз, достаточно однообразен, потому что производственно-экономические принципы и закономерности вполне однообразны, да и человек сам по себе достаточно консервативен. Так что реальный выбор строится не на прямом разнообразии, а на возможностях и доступности объектов недвижимости для человека. Что человек может купить, а чего он не может купить? К чему есть смысл ему стремится, а что не имеет для него смысла?
В результате, в том же девелопменте и домостроении, можно наблюдать весьма интересную картину реально существующего выбора — это своеобразная игра на возможностях человека. Нет, это не жестокая игра, и она не основана на унижении человеческого достоинства. Это игра, стимулирующая человека жить лучше, комфортней, безопасней. То, что предлагают девелоперы с домостроителями человеку, строится на выборе условий для жизни, работы, отдыха. Выбирая тот или иной дом, поселок, гостиницу, отель, человек выбирает те или иные условия, которые могут быть в чем-то лучше, в чем-то хуже тех, в которых он находится сейчас. Безусловно, что для девелопера, что для домостроителя выгодно работать с теми условиями, которые являются однозначно лучшими. Но и здесь очень многое зависит от точки отсчета. От каких условий жизни, работы и отдыха отталкиваться? Люди живут везде и везде условия могут значительно отличаться друг от друга. В любом случае, что девелопер, что домостроитель всегда работают на повышение. Точнее будет сказать, что они всегда работают на улучшение условий для жизни, работы и отдыха.
Таким образом, можно сказать, что реальный выбор на рынке недвижимости строится не на прямом разнообразии, а на воплощаемыми девелопером и застройщиком улучшениях. Выбор у потребителя есть только тогда, когда он видит положительную динамику улучшений условий для жизни, работы и отдыха. И выбор у него, можно сказать, отсутствует, если все сводится к банальному разнообразию того, в чем он находится сейчас. Если девелопер и домостроитель никак не совершенствуют условия для жизни, работы и отдыха, то выбора у потребителя нет.