Для того, чтобы начать заниматься девелоперским бизнесом не стоит ждать идеальной социально-экономической ситуации. Ее нет и никогда не было. Да, в тех или иных условиях присутствует разная степень риска. Неблагоприятные ситуации повышают степень риска, благоприятные — снижают. Но в любом из вариантов риск присутствует. Его нельзя избежать. Безрисковых ситуаций просто не существует. Даже в случае, когда девелоперу кажется, что риски существования его бизнеса минимальны, в любой момент может наступить ситуация, когда степень риска повысится по независящим от него причинам.
Наличие тех или иных рисков нельзя рассматривать как фактор прерывающий или запрещающий занятие девелоперским бизнесом. Как не стоит игнорировать риски, относится к ним поверхностно и легкомысленно, также и не стоит давать знаниям о них подавить все желания и возможности заниматься девелоперским бизнесом. С рисками принято работать — снижать их влияние на бизнес, учиться минимизировать. А для этого девелоперу важно иметь корректную и адекватную стратегию развития и, соответствующие ей, ориентиры.
В мировой практике девелоперского бизнеса одним из таких ориентиров является человек. Он существует при любых социально-экономических ситуациях из года в год, из века в век. Поэтому, девелоперу всегда стоит ориентироваться на человека, а не на социально-экономические ситуации. Если выстроить концепцию девелоперского бизнеса ориентируя ее на человека, то с очень высокой долей вероятности девелоперский бизнес сможет активно развиваться в условиях минимальных рисков и спокойно переживать ситуации, когда степень риска будет высокой. Можно даже сказать, что человек является гарантом стабильности и успешности девелоперского бизнеса. За всю историю существования девелоперского бизнеса, как самостоятельной бизнес-отрасли, он ни разу его не подвел.
Даже если ориентировать концепцию развития девелоперского бизнеса на человека, то сразу возникает вопрос: как это осуществить? Действительно, людей много и они все разные, часто они противоречат друг другу. На кого из них ориентироваться? На того ли, кто самый богатый? А может быть на того, кто самый бедный, следуя христианским заповедям? На того ли, кто обладает высоким социальным статусом? А может на того, кто находится вне рамок различных социальных положений? Вопрос достаточно трудный и не имеющий прямого ответа.
Если выбрать кого-то одного или некую весьма узкую группу людей, то все, кто остался за пределами сразу сформируют группу риска для девелоперского бизнеса. Чем большее количество людей будут находится за пределами ориентира для девелопера, тем выше будут риски для всего бизнеса и в целом всей отрасли. Игнорирование людей ничем хорошим не может обернуться. Как вариант, можно попробовать выявить некую среднестатистическую величину по всем людям. Например, провести опрос всех людей про их желания и чаяния в отношении девелоперских продуктов, а затем, на полученный средний результат, и ориентировать девелоперский бизнес. Но, увы, подобный подход в девелоперском бизнесе не заслуживает доверия. Среднестатистический, как и любой другой статистический результат выдают некорректные данные. Если и применять в девелоперском бизнесе статистические данные, то применять их стоит очень аккуратно с обязательной последующей интерпретацией. Статистические данные не являются готовой информацией. Это материал для последующей аналитической работы.
В девелоперской практике уже есть один вариант, который позволяет ориентировать бизнес на человека, и при этом иметь в виду максимальное разнообразие людей — это общество. Да, общество — это тот самый ориентир на человека для девелоперского бизнеса, который позволяет ему иметь ввиду не отдельного человека и не узкую группу лиц, а учитывать достаточно большое их количество. Общество является надежным и стабильным ориентиром для девелоперского бизнеса. Чем на большее количество людей девелопер ориентирует свой бизнес, тем большей устойчивостью, стабильностью и перспективностью последний будет характеризоваться. Другими словами, ориентируя свой бизнес на общество, девелопер снижает степень риска его существования и развития.
Таким образом, ориентиром девелоперского бизнеса должен выступать не просто человек сам по себе, а взаимоотношения и взаимодействия между людьми в рамках общества. Если девелоперский бизнес ориентировать на них, то он будет максимально прочным и устойчивым. Но не надо забывать о том, что взаимоотношения и взаимодействия между людьми являются живым организмом. Они находятся в состоянии постоянного развития. Поэтому, девелоперскому бизнесу придется развиваться вместе с ними. А это уже немного про другое.